Говорим по делу: патентный поверенный Евгения Шишкова о товарных знаках и доменах

Чем товарные знаки отличаются от доменов? Какие средства помогут защитить свои права, при этом, не нарушив чужих; где можно проверить регистрацию товарного знака и к кому обратиться за помощью в защите интеллектуальной собственности? Как правильно реализовывать свое предложение на рынке товаров и услуг, в том числе в сети Интернет? Об этом и не только журналисту «Оренбургской недели» рассказала Евгения Шишкова, юрист и патентный поверенный.

– Для меня, как для человека несведущего во всех тонкостях и хитросплетениях юридических вопросов в сети Интернет, непонятно: что такое товарный знак, что такое домен, чем они отличаются друг от друга? Поясните, пожалуйста, разницу мне и нашим читателям и расскажите, почему же важно это знать?

– На самом деле эта тема очень актуальна, так как часто люди «спотыкаются» именно в этом месте, потому что не все понимают, что домен – это не средство индивидуализации, это не имя, как товарный знак, не фирменное наименование, а это всего-навсего способ использования этих средств индивидуализации. Именно из-за этого непонимания часто и возникают проблемы. Товарный же знак – это свидетельство ваших прав, которое выдается и подтверждается государством. Однако им может быть далеко не каждое имя. Вот здесь и возникают сложности.

Евразийская DIGITAL-конференция. Фото Елены Соленцовой

– Какие именно? В чем они заключаются?

– Государство при регулировании экономики в первую очередь отслеживает свои интересы, но у него есть еще два звена, задачи которых заключаются в помощи предпринимателю и сдерживании монополии. По ним, к примеру, запрещена регистрация товарных знаков, которые называют товар или услугу. То есть, нельзя зарегистрировать товарный знак «Молоко» для молочной продукции, потому что все должны быть свободны в использовании этого слова. Второй нюанс – это защита потребителей от введения их в заблуждение, чтобы они не путали разных производителей, чтобы не было очень похожих товарных знаков, брендов. То есть, нельзя зарегистрировать обозначение, если уже есть товарный знак или подана заявка на него.

– А может произойти так, что по какой-то причине появилось два одинаковых товарных знака? Чем это может обернуться для компании, предпринимателя?

– Если при оформлении выясняется, что уже есть подобный зарегистрированный товарный знак, то стоит поменять название для проекта и для домена. Если же ничего не поменяете, вы дадите повод призвать вас к ответственности. А за нарушения прав на товарный знак она бывает как гражданско-правовая, так и административная и даже уголовная. Максимально наказание за правонарушение может составить до 6 лет лишения свободы, при этом нужно будет еще и заплатить очень существенный штраф. Иски про нарушение прав на домен и товарный знак – сейчас частая история. Предприниматели получают домен, используют его и тут приходит правообладатель товарного знака и через суд обязывает отдать домен. Становится очень обидно, когда уже настроен таргет, когда все потоки клиентов идут именно на это имя в сети, то есть получается, что все это время вы работали не на себя, а на правообладателя товарного знака.

– Так как же тогда защитить свой домен, как не нарушить чужих прав и отстоять свои, как правильно реализовывать свои права на рынке, в том числе в сети Интернет?

– В первую очередь у нас есть средства индивидуализации: название компании (фирменное наименование), коммерческое обозначение для предприятия, есть возможность зарегистрировать товарный знак. При определенных условиях и с учетом пожелания руководства компании или индивидуального предпринимателя можно защитить свои права, свое имя разными способами. Очень важно в этом вопросе обладать информацией и быть осмотрительным. Все необходимо проверять еще до того, как вы начали работать. Самое простое: спроси у Yandex, спроси у Google, нет ли в них информации по таким же проектам, нет ли в вашей сфере сходных названий. Нужно посмотреть не только то, занят или свободен домен, или оценить похожесть уже действующего с вашим новым, но и оценить, что там на сайте. Если, к примеру, вы занимаетесь косметикой, а под таким же именем производится детское питание, то вы не конкуренты и можете совершенно спокойно параллельно существовать на рынке. Однако, если там тоже что-то связанное со сферой красоты, то лучше все же выбрать другое название. Есть общедоступная бесплатная база, которая позволяет проверить регистрацию товарного знака. Проверьте, посмотрите. Здесь ситуация такая же, как у неопытного грибника в лесу: не уверен, не берем. Если сомневаетесь: похоже – не похоже, – то лучше откажитесь, выберите другое имя, не рискуйте. Всегда есть вариант обратиться к профессионалам: патентным поверенным, юристам, которые помогут сделать этот выбор.

– А кто такие патентные поверенные, и чем они могут помочь?

– Патентный поверенный – это адвокат вашей интеллектуальной собственности, который обладает экспертными знаниями, напрямую работает с ведомством, которое регистрирует товарные знаки – Федеральной службой по интеллектуальной собственности – и он как раз может на базе практики и законодательства сказать, какие шансы у вас есть зарегистрировать выбранный домен и товарный знак. Можно запросить информацию и напрямую у ведомства, минуя поверенных, и, если оно скажет, что ваше обозначение не похоже ни на что уже действующее, то выдаст вам подтверждающее свидетельство – охранную грамоту, товарный знак. К сожалению, многие до сих пор продолжают считать, что пошлина в 30 тысяч рублей –  слишком большие деньги для регистрации товарного знака. Однако, уверяю вас, что это намного меньше, чем претензия, которую вам в итоге могут потом предъявить. За каждый доказанный факт нарушения прав на интеллектуальную собственность в данном случае предусмотрена ответственность. Штраф может составить от 10 000 до 5 млн рублей.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о