Редкая возможность увидеть шедевры мировой живописи, не выезжая за пределы родного города. Фото автора

«Радость всех чувств»: уникальная экспозиция в музее изобразительных искусств Оренбурга

«Радость всех чувств» – так называется выставка западноевропейского натюрморта XVI—XIX веков, открывшаяся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. Она продлится до 19 января 2020 года.

К нам приехал Эрмитаж

Уникальная экспозиция включает в себя шедевры мировой живописи, начиная с тех времен, когда даже самого термина «натюрморт» еще не существовало. Истинное творчество проверяется веками. И работы, которые мы видим на этой выставке, прошли проверку – да еще какую! – временем.

В  четырех музейных залах разместилось чуть более сорока подлинников из коллекции Эрмитажа. В перечне авторов прославленные мастера жанра –Абрахам Брейгель, Ян Брейгель-младший, Абрахам де Люст, Юриан ван Стрек, Бартоломеус  Брейн – старший, Ян ван Хейсум, Джованни Руопполо, Микельанджело дель Кампидольо и другие авторы ведущих художественных школ Фландрии, Нидерландов, Италии, Германии и Франции.

Сюжетное многообразие выставки поражает. Считается, что в натюрморте принято изображать лишь неживую природу. Название жанра так и переводится – «мертвая натура». Но тут на картинах можно увидеть и животных, и птиц, и людей. Но главное – мы воочию видим то, что людям той далекой эпохи было интересно. То, что доставляло им радость и удовольствие – охотничьи трофеи, изобилие десертов, роскошная утварь, цветочные гирлянды, кухни, лавки зеленщиц. То, что писалось не для замков и соборов, а  для жилищ людей того времени – людей, интересовавшихся искусством, природой, новыми мирами.

Экспозиция представлена таким образом, чтобы показать зрителю, как развивался жанр натюрморта в европейском искусстве. На подготовку этой выставки ушло более года. Но директор Оренбургского музея изобразительных искусств Юрий Комлев сказал, что этого исторического события наш город ожидал с момента основания музея. А это ни много, ни мало – 60 лет.

Прямая речь

Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа:

– Выставка получилась. Картины нашли свои места. Это хороший знак. Знак того, что Эрмитаж прижился в этом старинном здании. Натюрморт — это особая область, в которой работали специалисты, занимавшиеся преимущественно и исключительно этим жанром. И тем самым достигали выдающегося мастерства. Оно оттачивалось на протяжении всей жизни этих мастеров. И то, что дошло до нас – это редчайшие произведения. Эрмитаж действительно обладает одной из лучших коллекций старой живописи подобного рода в мире. И мы рады поделиться с Оренбургом этим фрагментом нашей коллекции.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:

– Поздравляю с открытием первой выставки собрания  Государственного Эрмитажа в Оренбурге. У оренбуржцев появилась уникальная возможность увидеть работы мастеров ведущих художественных школ и центров западной Европы XVI-XIX веков Голландии, Италии, Германии и Франции. Безусловно, выставка станет заметным явлением культурной жизни Оренбурга, вызовет общественный резонанс, привлечет интерес и доставит немало удовольствия и специалистам, и публике.

Евгения Шевченко, и.о. министра культуры и внешних связей Оренбургской области:

Евгения Шевченко– Выставка состоялась благодаря проекту «Культурная платформа АРТ-ОКНО» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».  Выставка работ старых мастеров из собрания одного из самых знаменитых музеев мира – Государственного Эрмитажа – в Оренбургской области – событие историческое. Нам приятно и почетно, что мы имеем возможность это видеть и показывать.

Марина Бусалаева, художник:

– Сегодняшний вернисаж натюрмортов — это такое роскошество. В Эрмитаже обычно пробегаешь мимо них, едва сбавив шаг. Хочется взглянуть, в первую очередь, на живописные шедевры признанных мастеров. И вот теперь у нас появилась возможность  внимательно и неспешно рассмотреть эту тихую жизнь. Натюрморты – это эмблемы. И каждый содержит такую бездну смыслов. Старые мастера, работавшие в этом жанре, не просто писали, например, цветы. А подбирали цветочек к цветочку. Каждый цветок, каждый предмет имел определенное значение. Присутствие на полотне бабочки, скажем, означало мимолетность и скоротечность жизни. Или вот натюрморт с черепом. Это же целое направление живописи эпохи барокко:  vanitas – «суета сует».

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о