На открытии выставки. Фото автора

Филипп Малявин: самый русский художник

В Оренбургском областном музее изобразительных искусств состоялось событие российского значения – вернисаж, на котором представлена графика Филиппа Малявина.

«Мужской портрет»

Дело в том, что выдающийся русский художник с мировым именем – наш земляк. Он родился в селе Казанка Бузулукского уезда полтора века назад. К 150-летию живописца и приурочена эта выставка. В экспозиции – коллекция его произведений, собранная за многие годы оренбургскими музейщиками и впервые покинувшая музейные запасники. Три десятка рисунков и живописный этюд «Крестьянка в красном сарафане» являются поистине «золотым запасом» музейной сокровищницы.  Ведь Малявин был не только грандиозным живописцем, но и виртуозным рисовальщиком. Его графика отличается  филигранной техникой исполнения  и предельным лаконизмом.

«Баба»

Однако несмотря на лапидарность, его рисунки вовсе не являются набросками, заготовками к картине. Это, по сути, законченные станковые вещи, которые искусствоведы называют шедеврами. На самом деле в этих беглых карандашных рисунках, которые он создавал за три-четыре минуты, есть образ, характер, личность, настроение.  «Дело не в красках, а в правде», – считал художник. Он схватывал эту правду своим цепким взглядом в мгновение ока.

«Танец»

Инициатор и автор экспозиции – доктор искусствоведения Игорь Смекалов. Он выстроил ее таким образом, что в большом зале показаны завершенные рисунки, включая «Автопортрет», «Портрет жены», целый ряд прославленных «малявинских баб», в малом – мгновенные натурные наброски: «кухня» художника, позволяющая зрителю осмыслить его творческий метод. Все произведения относятся к периоду расцвета малявинского таланта. Благодаря финансовой поддержке министерства культуры Оренбургской области работы «переодеты»  в новые рамки и паспарту.

«Баба с ребенком»

Прямая речь

Дания Хайрутдинова, искусствовед:

 – Филиппа Малявина можно назвать Ломоносовым от живописи. Он умудрился родиться в самом неподходящем для художника месте – бедной безграмотной семье на окраине империи. Но родился он с неугасимым желанием – рисовать. Брал в руку уголек и рисовал на подоконнике, стене, печке – везде, где этого делать нельзя. Единственное его соприкосновение с живописью было в церкви. Он так мечтал научиться писать, что в 16 лет ушел пешком на Афон. А от Бузулука до Афона по прямой более 2,5 тысяч километров. Средства на дальний путь односельчане собирали сообща, веря в талантливого парнишку.  С Афона он перекочевал в петербургскую Академию художеств под личное наставничество Ильи Репина. В Академии высоко ценили его живопись, но свою стипендию он получал именно за рисунки. На выставке можно наблюдать этот виртуозный талант.

Виталий Зимаков, начальник Управления культуры, искусства и образовательной политики:

 – Эта выставка является продолжением большого проекта «Возвращение Малявина в Оренбург». За это спасибо нашему Союзу художников, который взял имя художника, как знамя, как символ, как отправную точку для интересных дел и свершений. Таким образом, у нас появился знаменитый теперь Всероссийский «Пленэр в Бузулукском бору». В связи с этим Бузулук теперь претендует на статус художественной столицы Оренбуржья, потому что там проходят творческие проекты, связанные с изобразительным искусством. И все это связано с именем Филиппа Малявина. 80 процентов наследия художника сейчас находится за пределами России. Его картины представлены во всех крупных музеях Европы, есть и в США. В России тоже имеются, но катастрофически мало. Поэтому нынешняя выставка здесь, на земле, которая непосредственно связана с именем Малявина,  – знаковое событие. Редкий шанс, когда вживую можно увидеть его графику.

Юрий Комлев, директор Оренбургского музея изобразительных искусств:

– Оренбургский музей одним из первых в России начинает череду праздничных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения Филиппа Малявина. Изначально эта выставка задумывалась как совместный проект с Государственным музеем академии художеств Санкт-Петербурга, где тоже есть работы Малявина. Планировалось, что они поддержат нашу выставку своими работами из фондов музея, а потом мы предоставим  свои из фондов нашего музея. Но не получилось. Сотрудники нашего музея вчера сделали 20-секундный ролик о том, как идет монтаж выставки. За сутки от Калининграда до Владивостока он набрал огромное количество просмотров. Директора российских художественных музеев с удивлением говорят: Пушкин ваш, Толстой ваш, пуховый платок ваш, теперь еще и Малявин ваш. И уже хотят видеть эту выставку в своих залах. Этот проект свидетельствует о том, что наш музей выполняет важную государственную задачу по сохранению всего лучшего, что есть в русской и оренбургской культуре.

Лидия Медведева, искусствовед:

– Когда музей получил десять первых рисунков в Москве – это было огромное явление в культурной жизни Оренбурга. Малявин – гений, не поддающийся никакому анализу. Серебряный век – сверкающий небосклон искусства. И на этом небосклоне яркой кометой появляется Малявин. Одни его страстно ругают, другие страстно поддерживают. И это всегда было связано с его именем. Потому что не похоже, непривычно. То, что он делал, выламывалось из всех рамок. Мне кажется, никогда еще не было русского художника, который до такой степени был плоть от плоти народа русского. И вместе с тем это очень сложное явление. И поэтому, когда мы говорим о Малявине, мы должны говорить не только о том, что он ученик Репина и имеет прекрасный академический фундамент. Мы должны помнить и о том, что он испытал влияние импрессионистов. Потом – был модерн. Потом – народное творчество, которое таилось в глубине его сознания. Об этом художнике можно говорить бесконечно. Но посмотрите на его рисунки. Он ведь и в них живописен. Графики, в том числе Фаворский, говорили, что рисовать надо одной линией. А он сначала рисовал глаза. Потому что русский человек. Для него главное – духовное начало. А где оно? Глаза! Дальше – рот. И только потом – овал. Причtм безукоризненный. Таких овалов я не видела ни у одного художника.

Анатолий Шлеюк, председатель Оренбургского отделения Союза художников России:

 – Наш Союз стремится увековечить память о Малявине. В 2012 году мы начали проект «Пленэр в Бузулукском бору», а уже в следующем по решению секретариата Союза художников России он получил статус Всероссийского и получил имя нашего земляка. Мы провели уже четыре пленэра. В 2014 году поставили памятный знак на въезде в Казанку, которая, к сожалению, вымирает. Но мы ездим туда каждый раз и пишем этюды. Кстати, сюда, на родину к своему ученику, единственному из всех приезжал Илья Ефимович Репин. Вчера мы побывали в Бузулуке, где открылась выставка, и состоялся «круглый стол», посвященные юбилею живописца. В поселке Красногвардеец открылась картинная галерея имени Филиппа Малявина, появившаяся благодаря тому, что художники, приезжающий на пленэр, дарят свои работы. И самое большое, что нам удалось сделать – поставить памятник Малявину в самом центре Бузулука. В планах – открыть в этом городе картинную галерею его имени. Будем продолжать традиции.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о