Лекция о творчестве Марка Смирнова в галерее «На Пушкинской». Фото автора

Марк Смирнов: реалист или все же романтик?

В галерее на Пушкинской прошла лекция, посвященная творчеству московского художника Марка Смирнова. Встречу провела Ольга Кобер, член Ассоциации искусствоведов России, преподаватель истории искусства, доцент ОГУ.

Смирнова называют и реалистом, и романтиком. Работает автор в разных жанрах, но предпочтение отдает пейзажу. Здесь он идет по стопам великих мастеров кисти: Левитана, Саврасова, Шишкина, Айвазовского. Видно, что русскую пейзажную школу Смирнов знает очень хорошо.

– Общение с русскими художниками и, в частности, со своим отцом позволило ему выйти на высокий профессиональный уровень, – высказала мнение о Марке Смирнове Ольга Кобер. – Молодой и дерзкий московский художник работал в местах, где создал свои шедевры Исаак Левитан. Его вдохновляли многие великие мастера-пейзажисты. Именно поэтому наверняка и самый распространенный жанр его работ – пейзаж.

На выставке можно увидеть и несколько интересных натюрмортов, романтическо-сказочных портретов, а также бытовых картин. Есть даже примеры чрезвычайно редкого для русского искусства жанра – интерьера. Последний художник трактует по-своему, что связано с философией автора.

Оттепель как состояние души

Излюбленная тема многих российских художников – переход природы из одного состояния в другое. Оттепель, распутица, межсезонье, пограничье – сколько скрытых смыслов и символов несут в себе картины ранней весны или поздней осени. Их у Смирнова немало.

– Как утверждает сам художник, на написание картины «Оттепель» его вдохновил Саврасов, который тонко, почти акварельно воспроизвел на своем полотне вот это пограничное время: пока еще морозное утро ранней весны. Оттепель – состояние в природе, наиболее сложное для исполнения, где стихия будто несет весть о скорой весне и в то же время сохраняет силы зимы, – отметила Ольга Кобер.

На картинах Смирнова, посвященных межсезонью, в лучших традициях русского пейзажа отображаются холмистые пейзажи, ручьи, стройные березы и ели. Чувство уюта дают небольшие деревянные домики на опушке. Где-то скупые, а где-то ясные и теплые краски передают палитру эмоций автора: то тревогу и надломленность, то надежду, умиротворение и покой.

Прага. Торжественная и впечатляющая…

Современное средневековье, сочетание несочетаемого, торжественность и таинственность – так можно сказать о Праге. Этот город оставляет после себя неоднозначные впечатления. В творчестве Марка Смирнова Прага отмечена целой серией работ.

 – Художник, изображая Прагу, подбирает интересные и правильные ракурсы, которые как нельзя лучше передают атмосферу этого средневекового города, – сказала искусствовед.

На выставке в галерее искусств «На Пушкинской» можно увидеть две картины из серии пражских работ Смирнова: это пейзаж, написанный на Карловом мосту, – «Злата Прага», а также этюд с реки – «Вечер над Влтавой».

Путь к храму у каждого свой

Храмы для Смирнова совершенно особая тема. Сам художник когда-то собирался стать священником, но жизнь распорядилась иначе. Однако отношение автора к духовности, истинной вере как к главным ценностям жизни без труда считывается в его работах.

– Вот, например, картина «Ветреный день» – это сюжет из Переславля. Художник очень удачно выбрал для нее ракурс. Мы видим, как человек идет в гору к монастырю. Здесь происходит не только физический, но и духовный подъем, возвышение душой, – комментирует работу художника Ольга Кобер.

Авторское восхищение архитектурными постройками, самим духом древнего русского города передается и зрителям. Картины с изображениями храмов у Смирнова наполнены солнечным светом, голубым небом. Ими хочется любоваться точно так же, как любуется церквями сам художник.

Если для изображения храмов внутри пейзажа автор пользуется одним набором приемов, то внутреннее их убранство художник передает посредством абсолютно других методов, используя иные символы. Внутри храма темно, камерно, торжественно, вдохновенно и тихо. В интерьерных картинах Смирнова церковь – это место, где человек стремится к духовному совершенству. Синеватый дневной свет напоминает небесное благословение, а теплое свечение икон, раки как бы символизирует горячую веру людей.

Горячее сердце и трезвый ум

Марк Смирнов уверен: художнику случай дается свыше, однако главное условие творчества – всегда иметь при себе инструмент и уметь поймать момент.

– Натура дает неожиданные цветовые и световые моменты, но с ними надо работать честно. Художник должен обладать не только горячим сердцем, но и трезвым умом, чтобы рассудительно использовать цвета. А еще нужно постоянно учиться, ведь интеллект автора – это то, что также чувствуется при взгляде на его полотна, – отметил московский художник.

Таким предстает перед зрителями и сам Марк Смирнов. А познакомиться с его творчеством поближе можно в галерее «На Пушкинской». Выставка картин московского художника будет работать вплоть до конца октября.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о