Сцена из премьерного спектакля «Женитьба» Николая Гоголя. Фото с сайта театра

Театр «Пьеро»: для детей и взрослых

Год театра в Оренбургском муниципальном театре кукол «Пьеро» богат на события: гастроли, фестивали, новые постановки. Вот, например, 4 октября с огромным успехом прошла премьера спектакля «Женитьба» по Гоголю. Обо всем этом мы беседуем с художественным руководителем театра, заслуженным артистом России Александром Яриловым.

– Действительно, год плодотворный. Мы побывали на международном фестивале «КУКАRТ» в Питере, приняли участие в «Рязанских смотринах» – одном из самых престижных форумов, существующих уже 30 лет. Только что вернулись из Владимира, где приняли участие в международном фестивале театров кукол «Золотое колечко». В отличие от Рязани, где мы частые гости, во Владимире театр «Пьеро» побывал впервые. И очень удачно! Наш постановка «Уважаемые граждане!» по Михаилу Зощенко была признана лучшим спектаклем фестиваля. Кроме того, мы участвовали в двух больших театральных семинарах – в Нижнем Новгороде и Набережных Челнах. В октябре собираемся на международный фестиваль «Шомбай-fest – 2019» в Казани. По программе «Большие гастроли» мы съездили в этом году в Ульяновск. В следующем планируем обменные гастроли в Вологду.

Коллектив театра. Фото пресс-службы Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области

– А что можете отметить как особо важное событие на родных подмостках?

– То, что мы умудрились выпустить большой спектакль для взрослых – «Женитьба» Гоголя. А перед премьерой устроили предварительный показ для творческой интеллигенции города, для друзей. Дело в том, что мы уезжали в Рязань, оттуда – во Владимир. А точка в работе была еще не поставлена. Требовалось выйти на зрителя, чтобы понять, в правильном ли направлении движемся. В спектакле большие монологи, а язык несовременный. Я понимал, что куклы его не выдерживают. Пытался сократить. Но актеры так влюбились в гоголевский текст, что бились за каждое слово. Мне было любопытно, как современная публика будет слушать то, что написано 200 лет назад и тем языком, которым тогда говорили. И я был поражен, как сегодня интересен публике текст Гоголя. Какая живая реакция! И такая тишина именно в тех местах, которые того требовали. И потом 20 минут не отпускали артистов со сцены. Балетмейстер поставил выход на поклон в финале. За день до показа решил поставить еще один. Вдруг аплодировать будут. А то артисты толпой повалят. Нехорошо. Но на поклон пришлось выходить пять раз! Мы не ожидали, что будет такая бурная реакция.

Конечно, мы не решились бы на эту постановку, если бы не программа «Культура малой родины», по которой театры для детей и театры кукол финансируются из федерального бюджета. Участвуя в этой программе третий год, мы приобрели световое оборудование. Получили средства на постановочные расходы, давшие возможность ставить большие спектакли. Благодаря этой поддержке мы пригласили композитора, который написал для нас музыку, дизайнера, который «сочинил» картины-видения, возникающие у героев, специалиста по пластике, видеоинженера. Заказали костюмы в ателье, ведь в спектакле занята вся труппа – восемь человек. Всех надо было одеть. В итоге получилось то, что получилось. «Женитьба» — это редкая возможность поставить осуществить постановку по классическому произведению. В основном мы все-таки занимаемся спектаклями для детей. Но как руководитель я понимаю, что иногда актерам надо давать серьезный взрослый репертуар, чтобы они на нем росли.

Александр и Марина Яриловы – семейный и творческий тандем, создавший театр «Пьеро»

– В этом году вы восстановили спектакль «Руслан и Людмила» Пушкина – еще одна серьезная постановка по классическому произведению…

– Там тоже было непросто. Язык сложнее, чем у Гоголя. Да еще в стихах. Я-то всегда считал, что это спектакль для семейного просмотра детей с 12 лет с родителями. А тут на спектакль приводят 2-3-й класс. Ну, думаю, сейчас начнется светопреставление. Перед спектаклем вышел и сказал: «Ребята, я понимаю, что этот спектакль не для вас. Там есть слова, которые вы не понимаете. Например, десница. Ну и другие». Может, именно это мобилизовало детей на просмотр. А может, волшебная сила пушкинского слова. Но сидели, смотрели, аплодировали.
Так что год для нас достаточно успешный. Но я не связываю это с Годом театра. Мы любой год выстраиваем, чтобы это было интересно и плодотворно – и по постановкам, и по поездкам.

– Однако в Год театра было бы логично получить финансовую поддержку. Программа «Культура малой родины» не в счет, потому что она не связана с Годом театра.

– Пока нам ничего не дают. А у нас огромное количество проблем, которые самим не решить. Например, давно уже некуда ставить декорации – забиты все склады. Хорошо бы построить хотя бы какой-то пыленепроницаемый ангар. Транспорт у нас в плохом состоянии. Просил в региональном министерстве культуры средства на микроавтобус. Сказали, если что-то останется от реконструкции областного театра, то в 2024 году, возможно, что-нибудь и нам перепадет. Вы, говорят, «не наши». Поэтому живем по остаточному принципу.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о