«Мисселинг» и другие виды финансового мошенничества: как не лишиться денег?

В редакцию «Оренбургской недели» часто обращаются читатели с вопросами, касающимися финансов и новых видов мошенничества в этой сфере. На поступившие к нам вопросы отвечает управляющий Отделением по Оренбургской области Банка России Александр Васильевич Стахнюк.

– Слышал, что мошенники изобрели новый вид «развода» – они маскируются под официальные номера банков и звонят простым людям, чтобы выманить секретную информацию по карте. Как им это удается?

– Действительно, в последнее время возросло число случаев, когда клиентам звонят якобы с номера банка и просят предоставить конфиденциальные данные. На самом деле нередко это мошенники, которые используют специальное программное обеспечение, помогающее скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Если человек поддается на уговоры, и мошенникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него деньги. Поэтому, если вам звонят из банка, перепроверьте информацию – уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону или на горячую линию банка (номер можно найти на обратной стороне банковской карты или на сайте банка). При этом нельзя делать обратный звонок, номер нужно набрать обязательно вручную. И самое главное – ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Если клиент сам сообщит преступникам секретную информацию, которую нельзя разглашать, вернуть деньги через банк вряд ли получится.

– В последнее время часто слышу слово «мисселинг», когда людей обманывают при покупке каких-то финансовых продуктов. Разве это не нарушение закона? Что делать, чтобы избежать этого?

– В  финансовых организациях встречаются случаи, когда под видом одного финансового продукта человеку продают другой, не сообщая при этом о его важных  особенностях. Например, в банке вместо депозита вам оформляют полис инвестиционного страхования жизни, объясняя, что это почти тот же вклад, только доходность по нему выше. Формально мисселинг не является нарушением закона, но тем не менее его считают недобросовестной практикой. По закону о защите прав потребителей человек должен получить полную информацию о товаре или услуге перед их покупкой. Это позволит ему принять взвешенное решение. Все особенности финансовых продуктов обычно прописаны в договорах очень подробно. И нередко там отдельно уточняется, что клиент ознакомился со всеми рисками и готов их принять. Довольно часто люди ставят галочки и подписывают документы не глядя, веря на слово продавцу. Но если человек поставил свою подпись под договором, получается, что он изучил все условия. В таком случае будет очень непросто доказать, что вас ввели в заблуждение. Поэтому самое главное правило для потребителей финансовых услуг – самим быть осторожными, читать договор полностью, задавать уточняющие вопросы и не принимать поспешных финансовых решений.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о