Городская управа. 1814 год. Классицизм. Архитектор М.П. Малахов.

50 жемчужин Оренбурга: как Городская управа стала Музеем изобразительных искусств

Музей изобразительных искусств – один из лучших памятников архитектуры Оренбурга. Официальное название этого объекта культурного наследия – «Городская управа». Здание находится по адресу: переулок Каширина, 29. Но язык не поворачивается назвать «переулком» то место, на котором расположен музей ИЗО.

Может быть, с точки зрения почтового ведомства, здание музея ИЗО и находится в переулке, но с точки зрения архитектуры и градостроительства наш музей расположен на одной из красивейших площадей города. Самое замечательное качество этой старинной площади, что тут нет ни одного некрасивого или обветшалого дома – сплошные памятники архитектуры. Будучи разными по своим фасадам, эти дома объединены единым архитектурным стилем – классицизмом, а потому составляют своеобразный и неповторимый архитектурный ансамбль площади. Очень хорошо вписывается в ансамбль и великолепная беседка-ротонда в сквере на площади. К великому сожалению, сегодня эта, пожалуй, самая лучшая площадь города, не имеет достойного названия.

Музей изобразительных искусств

А ведь когда-то здесь была главная площадь города-крепости Оренбург – эталона русского градостроительства XVIII века. Первоначально площадь называлась Плац-парадной и на ней происходили парады, различные воинские построения и экзерсисы. В XIX веке площадь стала называться Александровской, потому что в 1822 году здесь установили памятник-обелиск императору Александру I в память «Об освобождении жителей города от воинского постоя». В начале XX века это место называлось – Думская площадь, потому что в здании, перед которым мы стоим, находилась оренбургская Городская управа и городская Дума.

Здание Городской управы было построено в 1814 году по проекту известного архитектора, мастера русского классицизма Михаила Павловича Малахова (1781 – 1842).

Известно, что Малахов окончил Петербургскую академию художеств и принимал участие в проектировании и строительстве ряда крупных объектов в Петербурге, в частности: Медико-хирургической академии и даже Казанского собора на Невском проспекте. Предположительно, Малахов был сослан в Оренбург за «неблагонадежное поведение». Будучи умным и образованным человеком, Михаил Павлович служил в Оренбурге в 1809 – 1815 годах сразу на двух должностях: губернского секретаря и губернского архитектора.

Кроме здания Городской управы, архитектор Малахов построил в Оренбурге «Дом для помещения штаб- и обер-офицеров» (не сохранился, на его месте стоит главный корпус Оренбургского государственного педагогического университета по улице Советской, 19) и здания Штаба оренбургского гарнизона (сохранился, ныне – Музыкальная школа по переулку Каширина, 31). В 1815 году архитектор Малахов отправлен начальством в Екатеринбург, где по его проектам построены великолепные здания в стиле русского классицизма, принесшие зодчему общероссийскую известность.

Здание Музея изобразительных искусств покоится на высоком цоколе из природного камня. Большое входное крыльцо облицовано серым гранитом. Широкие гранитные ступени ведут к главному входу. Декоративное убранство входа хорошо дополняют два торшера-светильника художественного литья, изготовленные на уральских заводах.

Симметричная архитектурная композиция дома отличается монументальностью, торжественностью и строгой простотой декоративного убранства. В центре главного фасада выступает ризалит, украшенный великолепным портиком «ионического» ордера, по которому мы можем сегодня оценить подлинную красоту архитектуры русского классицизма 1-й половины XIX века. Портик состоит из четырех круглых и двух угловых колонн квадратного сечения, поддерживающих массивный классический антаблемент, на фризе которого помещена надпись из объемных букв – «Музей изобразительных искусств». Шесть колонн портика имеют внизу красивые базы «ионического» ордера. Колонны продолжаются вверх гладкими стволами с чуть заметным утонением кверху (так называемым – «энтазисом»). Вверху колонны заканчиваются прекрасными «ионическими» капителями с характерными спиралевидными завитками (так называемыми – «волютами»). Центральный портик завершается классическим треугольным фронтоном, внутри которого (в его «тимпане») очень уместно размещена декоративная композиция с лавровым венком и лентами.

Главный фасад по обеим сторонам от портика украшен пилястрами «большого» ордера на два этажа. Пилястры декорированы классическими капителями и базами. Окна первого этажа обрамлены наличниками и сверху дополнены «сандриками» (то есть полочками на двух кронштейнах). Обрамления окон второго этажа состоят из наличников более простого очертания. Три окна второго этажа, размещённые в центральной части здания между пилястрами портика, обрамлены наличниками с изящными «ушками», что является признаком более раннего архитектурного стиля – так называемого «коробовского» барокко, характерного для русской архитектуры XVIII века.

Архитектурные детали и фрагменты фасадов выполнены просто, изящно и красиво. Умение достигать значительного художественного эффекта простыми архитектурными средствами, проверенными тысячелетней практикой еще со времен античности, – в этом и состоит очаровательная прелесть классицизма.
Необходимо отметить, что архитектура Городской управы, построенной архитектором Малаховым в 1814 году, отличалась от той, которую мы видим сегодня. Здание было значительно меньших размеров. О первоначальном облике здания можно судить по сохранившимся зарисовкам художника Алексея Филипповича Чернышова (1824 – 1863), а также по рисункам нашего известного краеведа и архитектора Виктора Васильевича Дорофеева.

Первоначально здание было двухэтажным только в центральной своей части и не имело завершения в виде треугольного фронтона. Слева и справа примыкали одноэтажные крылья. Из архивных источников известно, что первоначально в здании Городской управы находились городская Дума, органы городского управления (магистрат) и судебные органы (данные 1829 года).

История памятника архитектуры «Городская управа» по переулку Каширина, 29 достаточно интересна. Как уже было сказано, это здание построено в 1814 году во время правления оренбургского военного губернатора – князя Григория Семеновича Волконского (1803 – 1817 годы).

Между прочим, Григорий Семёнович Волконский – родной отец знаменитого декабриста Сергея Григорьевича Волконского, одного из руководителей восстания декабристов в 1825 году. Известно, что молодой князь Волконский неоднократно приезжал к отцу в Оренбург и вполне мог не только видеть здание Городской управы, но и бывать в нем.

В начале 1870-х годов при оренбургском генерал-губернаторе Николае Андреевиче Крыжановском принято решение о расширении и капитальной перестройке здания Городской управы. Строительство продолжалось в течение нескольких лет. Все здание стало двухэтажным и вытянулось по главному фасаду. Входной портик надстроен вверху треугольным классическим фронтоном, внизу дополнен парадным входным крыльцом. Внутренние помещения капитально перепланированы. 18 октября 1875 года состоялось торжественное открытие реконструированного здания.

Но в своем обновленном виде Городская управа простояла недолго. От опустошительных пожаров, охвативших город в апреле – мае 1879 года, здание сильно пострадало. Его восстановление затянулось на много лет. Наконец, в конце 1890-х годов Городская управа приняла тот внешний облик, который мы можем видеть сегодня. Автора-архитектора проекта перестройки здания Городской управы установить пока не удалось. Надо сказать, что реконструкция здания выполнена очень профессионально в стиле русского классицизма первой половины XIX века.

После революции 1917 года и установления в Оренбурге советской власти в судьбе здания Городской управы наступили крутые перемены. Какие только организации и ведомства не побывали в этом доме! В 1920-х годах здесь разместился Оренбургский исполком городского Совета. Во время Великой Отечественной войны и после нее вплоть до 1959 года в этом здании находился штаб ВВС Южно-Уральского военного округа. После расформирования военного округа уникальное здание по переулку Каширина, 29 эксплуатировали, что называется «по полной программе». Некоторое время здесь даже размещался городской детский сад № 35. Странное впечатление оставалось от вида детских песочниц, игровых устройств и неказистых теневых навесов, расположившихся на бывшей главной площади города перед монументальным главным фасадом бывшей Городской управы.

Наконец, в 1985 году многострадальный дом по переулку Каширина, 29 передали Оренбургскому областному музею изобразительных искусств. Это было во всех отношениях правильным решением и для памятника архитектуры, и для города. Ранее музей ИЗО размещался в небольшом городском особняке по улице Правды, 6, и для размещения экспозиции просто не было места. Необходимо отметить, что использование памятника архитектуры в качестве музея является наилучшим вариантом для его сохранения и демонстрации посетителям. В то время директором музея ИЗО была Людмила Борисовна Попова, потом ее сменила Наталья Ивановна Дубинина. На плечи этих замечательных женщин легла огромная работа по реставрации старинного здания и приспособлению его к новому использованию.

В конце 1986 года Оренбургский музей ИЗО был открыт. Основой его коллекции стали произведения художника-передвижника Лукиана Васильевича Попова (1873 – 1914), жившего и работавшего в Оренбурге. Залы русского искусства представлены произведениями Ивана Айвазовского, Филиппа Малявина, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Сергея Герасимова, Сергея Конёнкова, Николая Ромадина и других.

Сегодня экспозиция музея ИЗО дает полное представление о художественной жизни Оренбургского края с дореволюционных времен до наших дней. Последние десятилетия представлены работами наших замечательных оренбургских художников, отмеченных званиями и наградами: Николая Ерышева, Виктора Ни, Рудольфа Яблокова, Надежды Петиной, Геннадия Глахтеева и Ирины Макаровой, Юрия Григорьева, Юрия Рысухина, Антона Власенко, Владислава Еременко, Александра Овчинникова, Александра Масловского, Ольги Окуневой и других художников.

В Оренбурге сформировалась мощная, своеобразная и неповторимая художественная школа. Очень интересны работы художников более молодого поколения, таких как: Игорь Смекалов и Марина Бусалаева, Владимир Ерышев и Марина Борисова, Александр Курилов и Яна Ческидова, Станислав Бочкарев, Александр Романюк, Александр Ханин, Валерий Газукин и многих, многих других. Имена оренбургских художников известны не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами.

В 1990-х годах во дворе музея ИЗО построено новое двухэтажное здание фондохранилища с научной библиотекой и читальным залом. Но сегодня совершенно очевидно, что нашему замечательному музею давно уже тесно в своих помещениях, требуются новые.

Ночь музеев у музея Изо

С 2007 года музеем ИЗО руководит Юрий Эдуардович Комлев. В музее собрана прекрасная команда подлинных профессионалов своего дела. Здесь постоянно проводятся передвижные выставки, юбилейные собрания, творческие встречи. Благодаря работе сотрудников музея, ценители искусства узнают все новые имена замечательных художников, чьё творчество так или иначе было связано с Оренбуржьем. Среди них художник с мировой известностью – Владимир Влади (Кибальчич), мастер советского авангарда, супрематист – Иван Кудряшов, художник и теоретик искусства, создавший впечатляющую серию рисунков «Похвала Оренбургу» – Сергей Калмыков. Благодаря стараниям талантливого оренбургского художника и искусствоведа Игоря Владимировича Смекалова имена Кудряшова, Калмыкова, Карпова, Тимофеевой и других художников возвращены из небытия.

Недавно состоялось «открытие» еще одного крупного мастера 1920-х годов, «советского экспрессиониста» – Сергея Романовича.

В наши дни музей ИЗО живет полнокровной жизнью. Сегодня это старинное, благородное, красивое и прекрасно отреставрированное здание является подлинным украшением нашего города.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

50 жемчужин Оренбурга: утраченная Знаменная изба

50 жемчужин Оренбурга: Елизаветинские ворота

Дом офицеров в Оренбурге

50 жемчужин Оренбурга: Дом офицеров

50 жемчужин Оренбурга: Николаевский женский институт

Гостиный двор Оренбурга: уникальный памятник ХVIII века

50 жемчужин Оренбурга: блеск и нищета Дворянского (Благородного) собрания

Какова же она была – эта Оренбургская крепость?

50 жемчужин Оренбурга: Казахские мотивы в архитектуре города

Памятник Валерию Чкалову в Оренбурге

50 жемчужин Оренбурга: памятник Валерию Павловичу Чкалову

50 жемчужин Оренбурга: водонапорная башня Рянгина

50 жемчужин Оренбурга: ансамбль Дома оренбургских генерал-губернаторов

50 жемчужин Оренбурга: миниатюрный замок в неоготическом стиле

Где бьется историческое сердце Оренбурга?

Александровская площадь Оренбург

Как менялся исторический центр Оренбурга?

50 жемчужин Оренбурга: Железнодорожный дворец

50 жемчужин Оренбурга: история спуска к реке Урал

50 жемчужин Оренбурга: памятник Александру I за освобождение от воинского постоя

Беловка, Оренбург

Войти в историю: Беловка – «изюминка» Оренбурга

Степной цейхгауз Оренбурга: история создания и наши дни

Оренбург ХVIII века: церкви образовывали «ожерелье» храмов

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о