Картина Федора Богородского. Фото автора

Героический реализм Федора Богородского: в Оренбурге проходит выставка знаменитого художника

Чекист и художник. Нет, это не два разных человека. Это один – Федор Богородский, чья выставка открылась в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.

Несмотря на то, что экспозиция находится в стенах областного музея, она имеет статус Всероссийской. Потому что работы известного советского живописца доставлены из музеев Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Уфы, Воронежа, Перми, Челябинска. Внес свою лепту в выставочный проект и Оренбургский музей, где тоже хранятся работы Федора Богородского.

Выставка приурочена к 100-летию его пребывания в нашем городе. Правда, в 1919 году Федор Богородский прибыл сюда не в качестве живописца. Он был назначен заведующим Особым отделом Губчека Оренбурга.

В это время ему было всего 24 года, но за плечами у него было столько, сколько у иного за всю жизнь не накопится. Учился в Московском университете на юридическом факультете. Писал стихи. Увлекся футуризмом. Дружил с Хлебниковым и Маяковским. В это же время выступал на эстраде танцором – бил чечетку. Работал акробатом в цирке. В 21 год был призван в армию матросом на Императорский Балтийский флот. Вскоре был переведен в авиационную часть Императорского воздушного флота. За свои боевые подвиги получил полный комплект Георгиевских крестов.

В 1918 году боролся с контрреволюцией в родной Нижегородской губернии. В 1919-м – в Оренбургской. В 1922 году уехал учиться во ВХУТЕМАС – на художника. Совершенствовал свое мастерство в Италии, Германии. Бывал в гостях у Горького на Капри.

Что и говорить – человек с удивительной судьбой. И в истории отечественного искусства – яркая, колоритная личность. А самое главное – он был не просто свидетелем, но и активным участником эпохи революции, Гражданской войны, создания нового государства. Помимо художественной ценности творчество живописца-чекиста имеет важное историческое значение, его работы – документ суровой, трагической и вместе с тем героической эпохи.

В экспозиции представлены картины, посвященные морякам – героям Гражданской войны и Великой Отечественной, портреты беспризорников из ночлежки близ Смоленского рынка, пейзажи Тарусы, Юрьевца, Севастополя, натюрморты, сюжетные рисунки, сделанные в Италии.

Эта уникальная выставка дает возможность оренбуржцам впервые увидеть произведения Федора  Богородского из других музеев России. Это стало возможным, благодаря национальному проекту «Культура». Выставка продлится все лето. А осенью в Оренбургский музей приедет Эрмитаж с выставкой «Шедевры западноевропейского натюрморта».

Прямая речь

Юрий Комлев, директор Оренбургского музея изобразительных искусств:

– Эта выставка готовилась больше года. Только представьте: чтобы собрать работы из других музеев, было преодолено более 4 тысяч километров. Не могу не сказать о ветеранах органов безопасности Оренбургской области Борисе Кравцове и Валерии Веденееве, которые в ходе подготовки к выставке тесно общались с сотрудниками нашего музея, занимались исследовательской деятельностью. Огромное им спасибо.

Борис Кравцов, ветеран органов безопасности:

– Федор Семенович Богородский – это не только веха в истории искусства России. Это веха в истории управления федеральной службы безопасности по Оренбургской области. Мы всегда чтим память о тех, кто в далекие годы работал в наших рядах, внося вклад в безопасность России. Поэтому наше участие в этом проекте не случайно. Для нас это праздник.

Евгения Шевченко, и.о. министра культуры и внешних связей Оренбургской области:

– Стартовавший в этом году национальный проект «Культура» невероятно обогатил и расширил культурную повестку региона, привнеся много уникальных событий, какие раньше мы не всегда могли себе позволить. Нынешняя выставка – одно из таких событий. Не так часто нам удается собирать картины из разных музеев.  Это достаточно трудоемкая работа, требующая определенных договоренностей, взаимных обязательств. Для того, чтобы их осуществить, необходимы идеологические, человеческие и финансовые ресурсы. Что касается последнего,  очень помог национальный проект «Культура».

Лидия Медведева, искусствовед, заместитель директора по научной работе музея изобразительных искусств:

– Когда мы делали эту экспозицию, хотелось рассказать не только о художнике Богородском, а о том, как может в искусстве звучать эпоха. Колоколами бить. Эпоха – живая, страстная, темпераментная, со всеми противоречиями, со всеми переплетениями судеб. Богородский обладал невероятным талантом. Это был ренессансного типа человек, который все умел. Ставил балеты в Берлине на оперной сцене и музыкальные спектакли в мюзик-холле. Делал цирковые трюки, показывал фокусы. Вся его жизнь – большая загадка. Это был человек такой страсти, такой внутренней динамики, такой красоты! Он прожил удивительную жизнь. И все сложные этапы истории нашей страны – это и были факты его биографии. Соединение патриотизма, гражданственности и высокого таланта художника – это особенность Богородского. И когда входишь в этот зал, видишь – вот она, эпоха — суровая, героическая, трагическая. Но какая красивая! И какие красивые люди. Он увлекался футуризмом, символизмом, конструктивизмом. И потом очень осознанно принял реализм. И создал своё направление в нем — героический реализм. И это понятие вошло в историю искусства.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о