Антон Антонович Власенко всегда в центре внимания прекрасной половины. Фото автора

Художник Антон Власенко. Повесть о настоящем человеке

Если вы хотите праздника, загляните в Оренбургский областной музей изобразительных искусств на выставку живописи и рисунка Антона Власенко. Кстати, выставка не посвящена никакой юбилейной или круглой дате. В общем, не «датская». Просто выставка.

Вот и Виталий Зимаков, начальник управления культуры, искусства и образовательной политики Оренбургской области признаётся: шёл на вернисаж и вспоминал – юбилей, не юбилей. Но оказалось – персональная неюбилейная выставка.

— Очень редкое словосочетание, – признается Виталий Юрьевич. – Это значит, художник много работает. Это определенный показатель характера человека и его отношения к своему творчеству.

Антон Антонович действительно редкостный трудоголик. Или, как он сам говорит, семижильный. Жизнь заставила. В раннем возрасте остался сиротой. Прошел пять детских домов. Это была суровая школа. И не только трудовая. От тех времен остался шрам на ладони. Пытался отнять нож, схватившись за лезвие. Руку врачи ему спасли. Но мизинец с той поры не сгибается. И когда Антон Антонович пишет или держит стакан, оттопырив мизинец, некоторые думают, что он манерничает.

Екатерина Жадина дарит свою картину «Улыбка Гагарина»

И все-таки он благодарен детскому дому: всему, что ему понадобилось в жизни, научился там. Занимался во всех кружках, какие были. Особенно нравилось столярное дело. Даже собирался стать мастером-краснодеревщиком.

Поэтому его мастерская великолепно обустроена. Огромные стеллажи, где хранятся картины, сделаны самим хозяином. Это само по себе неудивительно. Удивительно, что строил их, уже потеряв ногу. Сейчас сам не понимает, как решился. Ведь ставил на стол стул и влезал на эту пирамиду в протезе. Его бесстрашию, в первую очередь перед жизнью, многим бы поучиться.

«Вечер в горах»

Он лишился ноги лет 30 назад. Чтобы преодолеть безысходность, стал записывать воспоминания. Так помимо живописного дара у Антона Власенко обнаружилось незаурядное литературное дарование. Тот период отразился и в его картинах. В то время он, привыкший к простору пленэров, надолго оказался заперт в своей мастерской на самом верхнем этаже в доме без лифта. Стал писать вид на город из окна своей мастерской. Переписал все крыши и дворы, паря между небом и землей. «Пленник северного окна» – так назвал он этот цикл работ, который потом ушел во Францию.

Одна из работ того времени – «Цветы друзей» – представлена в экспозиции. Это после случившейся с ним катастрофы он писал цветы, которые дарили пришедшие навестить его товарищи по цеху.

«Проехавший всадник»

Выставка любого оренбургского художника из категории «мэтры» всегда интересна. В последнее время прошла целая череда больших серьезных экспозиций – Василий Фроленко, Юрий Григорьев, Виктор Ни, Владислав Еременко, Вячеслав Просвирин. Антон Власенко достойно продолжает этот ряд.

Экспозиция занимает четыре музейных зала. В первом представлены акварели. Антон Власенко никогда не считал этот вид искусства подсобным материалом для написания картин. Чем-то вроде эскизов. Его акварели не эскизы. А законченные произведения, передающие тончайшие нюансы цветовых переходов. Они написаны не до картин. А по картинам. И даже после.

Во втором зале, по словам Игоря Смекалова, куратора выставки, собрано то, что называется оренбургской живописью в классическом ее понимании – натурные живописные этюды, которым больше 40 лет. Это живопись высокого уровня, показывающего Антона Власенко как мастера-классика.

«Цветы друзей»

Большой зал представляет собой пространство эксперимента. Здесь собраны результаты его рассуждений о валёрной живописи. Своего рода цветные импровизации. Последний зал – живопись и акварели.

Это собрание «сочинений» Антона Власенко в полной мере дает представление о многообразии его творчества. О его живописном таланте, художественных исканиях, фантастическом трудолюбии и несгибаемой воле.

Антон Антонович и сегодня, в преддверии своего 80-летия, продолжает напряженно работать в своей городской мастерской, где, несмотря на северную сторону, пышно растут цветы на подоконниках. Декабрист с ноября по февраль – весь в цвету. Герань не отстает от соседа. И гипераструм, отвечая на заботу хозяина, всякий раз выкидывает гроздь алых колокольчиков к его юбилеям.

Прямая речь

Антон Власенко, художник:

— Свою выставку воспринимаю как спрессованную в холстах творческую жизнь. Картины и акварели – оттиски ежедневного творчества. Мой метод – работать сериями. Садки, горы Архыза, Ташла, Чураево – по этим признакам можно проследить, как меняется почерк и стиль, как формируется знаковая система и философское отношение к жизни. Неоценимую помощь в подготовке к выставке оказали Владислав Ерёменко, Игорь Смекалов, Евгений Гудков. Перелопатить все стеллажи – работа пыльная и утомительная. Но это полдела. Ещё сложнее из множества картин отобрать 60-70 холстов. Эту работу успешно проделали Смекалов и Ерёменко. Я с удовольствием и интересом наблюдал за их колдовством. Картины ставились, убирались, опять возвращались до тех пор, пока не появилось логическое нечто. Когда уставали, пили чай. И опять уточняли, выясняли, спорили. Когда поставили точку, я был уверен – экспозиция в четырёх музейных залах обретёт логику и выставка состоится…

Ирина Макарова, художник:

— Эта выставка показывает, насколько Антон Власенко разный художник. А как человек — очень сильная личность, достойно преодолевающая житейские трудности.

Игорь Смекалов, художник, кандидат искусствоведения:

— В ретроспективной экспозиции Антона Власенко представлено 45 лет из его 50-летнего опыта в искусстве. Это серьёзная временная дистанция для того, чтобы оценить произведения. И это выставка музейного типа. И дело даже не в качестве работ, а в том, что эти залы объясняют искусство художника. Это своего рода метафора пути художника. Такой силы трагического напряжения в живописи я, пожалуй, в Оренбурге не назову. Это самая что ни на есть повесть о настоящем человеке, который занимается живописью, занимается искусством. И способен на любые эксперименты. Но при всех метаморфозах этой живописи остаётся цельной, творческой личностью.

Владислав Еременко, заслуженный художник России:

— У Антона Антоновича, который отдал жизнь искусству, трудная судьба не только на житейском уровне, но и в творчестве. Он долго выбирал свой путь. Был корифеем валёрной живописи, но его тянуло и к цвету. В нём всегда происходила эта борьба. Могу констатировать: то, что он занимался цветом, дало тот результат, о котором можно сказать, что поиски были не зря. Это вызывает уважение и восхищение.

Кстати

Валёр – градация света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о