Сцена из спектакля «Капитанская дочка». Фото автора и из архива театров

Традиции и новации «Гостиного двора»: как будет проходить главное событие Года театра в Оренбурге?

Полным ходом идет подготовка, пожалуй, к самому главному событию Года театра в Оренбуржье – XI Международному театральному фестивалю «Гостиный двор». Этому масштабному во всех смыслах слова была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в Оренбургском драматическом театре имени Горького. На вопросы представителей оренбургских СМИ отвечал начальник управления культуры, искусства и образовательной политики министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Виталий Зимаков и «хозяева» основной сценической площадки фестиваля – художественный руководитель Оренбургского областного драматического театра Рифкат Исрафилов и директор Павел Церемпилов.

Все тайны «Гостиного двора» из первых уст

Чтобы понять ценность и значимость театрального праздника под названием «Гостиный двор», заглянем в его историю, которая началась 25 лет назад. Первый театральный праздник был приурочен к 250-летию Оренбургской губернии, границы которой некогда включали в себя земли современных Оренбургской, Челябинской, Екатеринбургской, Самарской, Курганской и других областей Поволжья, Урала, Сибири, Пермского края, а также части территории Казахстана, Башкирии, Татарии, Узбекистана.

Идея была плодотворной: собрать в юбилейный год в Оренбурге, принадлежащем и Европе, и Азии лучшие спектакли из городов, когда-то входивших в состав Оренбургского края. Название «Гостиный двор» как нельзя лучше подошло новому фестивалю, миссия которого выразилась в восстановлении утраченных межнациональных культурных связей народов бывшего СССР средствами театрального искусства.

Оренбург готов встречать артистов и зрителей    

Нынешний фестиваль, который пройдет с 11 по 21 июня, посвящен 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию области. В этом году свои лучшие постановки на оренбургских подмостках представят драматические театры из Москвы, Казани, Уфы, Екатеринбурга, Самары, Челябинска, Нур-Султана, Оренбурга, Орска, Бугуруслана.

Как видим, география участников фестиваля по-прежнему довольно обширна – в большинстве своем регионы, которые раньше граничили с Оренбургской областью или входили в ее состав, а в приоритете – многонациональность и многоязыкость.

Сцена из спектакля «Корсиканка» Самарского драматического театра

В фестивальной афише – спектакли, получившие признание зрителей и критиков:  «Васса Железнова. Мать», «Зулейха открывает глаза», «И это жизнь», «Пять вечеров», «Отелло», «Кабала святош», «Корсиканка» и другие. Горький, Шекспир, Пушкин, Володин, Исхаки, Мольер – очень достойный репертуар.

Оренбург представит премьеру сезона – спектакль «Капитанская дочка», поставленный на средства гранта Министерства культуры РФ. Это название не в первый раз включается в фестивальную программу. Один из фестивалей открывался рок-оперой «Капитанская дочка» Московского музыкального театра для детей и юношества «На Басманной», написаной Андреем Петровым, известным широкой публике по композициям к фильмам «Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Вокзал для двоих». И артисты, игравшие спектакль на родине «Капитанской дочки», и оренбуржцы,  бережно хранящие память о приезде Пушкина, его героях и их прототипах, ощутили особый подъём. Нет никаких сомнений, что постановка оренбургского театра драмы, ставшая его брендом, даст дополнительную яркую краску предстоящему театральному празднику.

Откроют марафон столичные гости: Российский академический молодежный театр (РАМТ) покажет «Цветы для Элджернона» в постановке Юрия Грымова.

Сцена из спектакля «Цветы для Элджернона» Российского академического молодежного театра

Завершат тоже москвичи – Центральный академический театр Российской армии представит спектакль Бориса Морозова «Мольер (Кабала святош)» по пьесе Булгакова.
Может, столичные театры и не имеют прямого отношения к Оренбургской губернии. Но, несомненно, повышает престиж фестиваля, задача которого — сохранить лучшие традиции русской психологической школы.

— Не секрет, что сегодня есть немало желающих сбросить  с «корабля современности» лучшие достижения советского и российского репертуарного театра, — сказал художественный руководитель фестиваля «Гостиный двор» Рифкат Исрафилов. – Составляя афишу, мы хотели наглядно представить публике, что русский психологический театр – это настоящий театр. Надеемся, что встречи и дискуссии в Оренбурге дадут новые творческие импульсы коллективам, которых мы пригласили на фестиваль.

По-прежнему на фестивале не будут выявляться победители. Это не соревнования. А праздник для зрителей и участников. Размашистый, широкий. Но разговор по делу никто не отменял: каждое утро будут проходить обсуждения спектаклей. Коллегию известных в театральном мире критиков возглавит ректор Российской академии театрального искусства Григорий Заславский.

Ни один «Гостиный двор» не обходится без новинок. В этом году впервые в офф-программе заявлены два студенческих спектакля. Режиссерский факультет Российского института театрального искусства — ГИТИС представит постановку «Бешеные деньги» Александра Островского. А студенты Оренбургского института искусств покажут свою дипломную работу «Фабричная девчонка» по пьесе Александра Володина.

Помимо Оренбургского драматического театра имени Горького, два спектакля будут показаны на сцене Оренбургского татарского театра имени Файзи.

И, конечно, не обойдется без учебы. Мастер-класс по актерскому мастерству проведёт кандидат искусствоведения. Профессор Юрий Альшиц, основатель и художественный  руководитель Всемирного института театрального тренинга. Урок по сценической речи преподаст кандидат искусствоведения Ирина Промптова, профессор кафедры сценической речи Российского института театрального искусства – ГИТИС.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о