Анна Васильченко. Фото автора

Заслуженный художник России Алла Васильченко: «Все в ажуре»

«Все в ажуре»: так назвала свой творческий вечер, который состоялся в Оренбургском доме литераторов, заслуженный художник России Алла Васильченко.

Удивительно точное название. Ведь Алла Александровна – «изобретатель» авторской техники ажурного плетения, в основе которой творчески переосмысленная многовековая традиция вязания на спицах знаменитых оренбургских пуховых платков. Кстати, ее уникальная техника запатентована. Это единственный случай в Оренбургском отделении Союза художников России, когда автор имеет патент на изобретение. Своей фирменной техникой Алла Васильченко занимается 30 лет. Этой дате и был посвящен творческий вечер.

Однако в названии вечера отразилось не только направление творчества, но и легкий, оптимистичный характер виновницы торжества – человека, у которого всегда все в ажуре. Ну и наконец, на встречу со своими почитателями, друзьями и близкими Алла Александровна пришла в собственноручно созданном ажурном наряде. А наряжаться она любит и умеет.

Это только ажуроплетением Алла Васильченко занимается 30 лет, на самом деле ее трудовой стаж насчитывает более полувека. Работать она пошла в 19 лет. Оформляла витрины, интерьеры. Потом занялась декоративными панно и гобеленами, обогатив старинное ручное ремесло современными мотивами и приемами. На тему ажуроплетения вышла интуитивно. Приехала в Дом творчества и стала думать, «чем удивлять будет».

Сделала сетку наподобие пчелиных сот и решила на ней вышивать. Коллеги над ней посмеивались. Она и сама думала, выставив на обсуждение свою работу, что Итта Рюмина, курировавшая все декоративное искусство в России и республиках, сравняет ее с землей.

 – А она говорит: мы присутствуем при рождении новой техники, в России такого нет, – вспоминает Алла Александровна. – А это искусствовед международного уровня, который знает о декоративно-прикладном искусстве все и даже больше. Я ей поверила. Она меня эти 30 лет держала в поле зрения, подсказывала, одобряла и направляла. Благодаря ей я сосредоточилась на ажуроплетении. Не стала распыляться. Поэтому много чего в этой технике мне открылось.

Помимо творчества Алла Васильченко вот уже 10 лет преподает в Оренбургском государственном университете и занимается научной работой. Защитила диссертацию в знаменитой Строгановке на «свою» тему: «Анализ и сопоставление пуховязальных промыслов Поволжья». До нее подобным исследованием никто не занимался. Написала две монографии и учебное пособие, в котором суммировала свои знания, опыт и наработки.

Но и этого ей мало! Несколько лет назад она взяла на себя все прикладное искусство, существующее в области, устроив авторскую выставку декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий». Благодаря ее контактам с прикладниками Казахстана, Башкирии и многих регионов России выставка очень скоро приобрела статус международной. Но главное – эти яркие, зрелищные экспозиции пользуются огромной популярностью у зрителей самых разных категорий. Судите сами: несколько лет назад, когда по соседству с выставочным залом на Володарского был магазин алкогольных напитков, в книге отзывов появилась такая запись: «Мы просто перепутали дверь. Хотели купить водки, а попали в удивительный мир прекрасного».

Она не скрывает свой возраст. Но не будем называть эту цифру: вы все равно в нее не поверите. И своего рецепта молодости Алла Александровна не скрывает: силы творить и работать, по ее признанию, дает любовь к жизни. И семья, с которой, по ее словам, многое пройдено. А ее семья – дети, внуки и правнук. Тоже своего рода итоги последних 30 лет.

– Когда человек занимается любимым делом – он свободный человек, – считает она. – А когда он еще это любит, то он счастливый человек. Тогда я, выходит, свободный и счастливый человек! У меня все в ажуре! Вот говорят — трудно быть художником, потому что у художника нет праздников. Но у него нет и будней.

Прямая речь

Дочь Татьяна:

– Наша мама – творческая, смелая, жизнерадостная, жизнелюбивая. Она нас поддерживает и вдохновляет. Не сидит на лавочке возле подъезда, а сидит в волшебном кресле и придумывает волшебные идеи.

Владислав Еременко, заслуженный художник России:

– Ее открытие – знаменательное событие не только для нее самой, но для Оренбурга и России. Тот, кто изобрел что-то свое в искусстве, навсегда остается в памяти потомков.

Ирина Бушухина, искусствовед:

– Современное искусство – искусство, создаваемое сегодня, сейчас. Чем оно интересно? Тем, чтобы что-то придумали, что-то оставили после себя – тему, образ, технику. Это такой источник подпитки и для профессиональных, и для самодеятельных художников. Перед нами человек, не только придумавший новую технику, но и блестяще и воплотивший ее в своих произведениях. И то, что Алла Васильченко — человек, который останется в истории российской культуры, абсолютно однозначно.

Татьяна Савина, преподаватель Оренбургского художественного колледжа, художник-прикладник:

– Алла Александровна – моя «прикладная» мама. Она не дает расслабляться, требуя все новые и новые работы к выставке «Образы изменчивых фантазий». Что греха таить, многим из нас требуется этот волшебный пендель. Специально для этого вечера я сочинила двустишие, не в Доме литераторов будь сказано: «Да, все в ажуре у нее. И тот ажур сама связала Алла».

Татьяна Русакова, профессор Оренбургского государственного педагогического университета:

–Ее картины несут мощный положительный заряд, который нельзя не почувствовать. Все ее творчество насыщено добротой. Она берет нить и протягивает через времена. И как богиня, которая плетет полотно жизни, она выстраивает гармонию внутри каждого произведения. И эта гармония заставляет нас становиться лучше, добрее, чище.

Светлана Шлеюк, доцент кафедры дизайна ОГУ, кандидат искусствоведения:

– Алла Александровна как локомотив – сама идет вперед и тащит за собой остальных. Это такая энергия, такая сила! Причем сила целенаправленная. Каждая работа – какой-то эксперимент. Она по жизни экспериментатор. Всегда придумывает что-то необычное. И очень разнонаправленный художник.

Игорь Смекалов, художник, кандидат искусствоведения:

– Вообще-то говоря, прикладное искусство – это утилитарное искусство. Но я ловлю себя на том, что Алла Александровна делает не столько прикладные вещи, сколько картины. А по большому счету занимается монументально-декоративным искусством. Ее картины весомы и имеют монументальное звучание. И то, что она опекает прикладников (а они в этом нуждаются), это ее характеризует замечательно. Самое большое впечатление от Аллы Александровны – это впечатление от ее энергии. Абсолютно молодая энергия. Совершенно неуемный темперамент. И желание совершенствоваться.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о