Мой первый писатель: Надежда Кузнецова рассказала о проблемах в детской литературе

Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский – это люди, которые навсегда вписали свои имена в историю детской литературы. Неужели сейчас не рождаются такие авторы? Разубеждала нас в этом Надежда Кузнецова, организатор Фестиваля «Чудо-книга», президент Фонда поддержки и развития детской литературы «Надежда», детский писатель и поэтесса.

Накануне фестиваля «Чудо-книга», который пройдет в Оренбурге 17-18 мая, мы встретились с Надеждой Кузнецовой, президентом Фонда развития детской литературы «Надежда». Детские авторы есть и их очень много, уверила нас она. Каждый родитель должен взять за руку ребенка и привести его на мероприятие, чтобы познакомить с удивительным миром литературы.

Развитие детской литературы – очень актуальный вопрос. На сегодняшний день подрастающее поколение поглощено гаджетами. Разнообразные игры, мультфильмы и прочий развлекательный контент полностью захватил время детей.

— Когда ребенок читает книгу, это не совсем готовый продукт. В это время активно работает его мозг. Он представляет сюжет, «рисует» картинку. Мультфильм – полностью готов. Не нужно домысливать. Все понятно и придумано за нас. Воображение ребенка не работает. В связи с этим возникают проблемы в будущем. Дети не могут написать сочинение или не могут пройти экзамен говорения, – объясняет Надежда.

В тоже время родители жалуются на отсутствие «нормальных» книг. Не так давно студенты педагогического университета проводили небольшое социологическое исследование. Изучали книги для детей и подростков, предлагаемые на рынке. Результаты печальные: большая часть несет в себе депрессивный смысл и призывы, близкие к суицидальным. Неужели нет достойных детских писателей?

Книга для самых маленьких от Надежды Кузнецовой. Фото Елены Соленцовой

Надежда Кузнецова утверждает, что это не так. Просто очень сложно пробиться на этот рынок и стать узнаваемым. В рамках фестиваля просмотрено огромное количество работ. И все достойные. Авторы поднимают разнообразные темы, начиная от каких-то элементарных вещей, заканчивая глубокими воспитательными аспектами.

Стать детским писателем не так уж просто. Сложно найти «своего» читателя и угодить ему. Решая писать для детей нужно четко понимать возраст своего читателя. Если это ребенок от нуля до трех, то здесь нужно делать акцент на стишки и потешки. В этом возрасте ребенок лучше улавливает ритм.

С 3 до 6 – возраст активного познания мира. Так называемый возраст «почемучек». Здесь автор должен раскрывать вопросы, ответы на которые взрослому человеку кажутся элементарными, а вот для ребенка это открытие. К тому же нужно помнить, что в этот период книги детям, как правило, читают родители. Поэтому произведение должно заинтересовать и их.
Начиная с 7 лет, у человека формируется вкус. В этом возрасте ребенок уже может сказать, что ему нравится, а что нет. Человек младшего школьного возраста руководствуется уже собственными предпочтениями, а не мнением родителей. Именно на этом этапе происходит дифференциация. Одни любят сказки, другие читать о животном мире, третьи предпочитают изучать космос и т.д.

Надежда Кузнецова

Заинтересовать подростка еще сложнее. Это период отрицания. В этом возрасте кажется, что нет никого, кто бы его понимал. Этим человеком и должен стать писатель. Если вы решаете писать для подростка, то должны четко понимать, что его волнует. Перед писателем или поэтом в этом случае стоит сверхзадача – оградить юное создание от горьких ошибок и неправильных поступков.

Каждый, кто хоть раз касался темы написания текстов, знает: человек прочтет твое творение, если оно будет написано о нем. Поэтому каждый детский писатель должен почувствовать себя ребенком.

Но ведь это так сложно сделать. Парадокс этой жизни состоит в том, что каждый человек был ребенком, но перейдя определенную возрастную черту, напрочь забывает об этом.

— Приучать ребенка к чтению нужно с самых ранних пор. Чтение – это хорошая привычка. Читая, мы учимся мыслить, мечтать, говорить, фантазировать. Легче всего этому научиться, когда ты маленький. Сегодня существует большая проблема – дети не способны описать, то, что происходит вокруг. Школьники не справляются с элементарным заданием: рассказать о том, что они видят за окном. Как правило, это однотипные и неинтересные ответы. Дерево, трава, снег. Никаких лирических и литературных отсылок в этих рассказах нет, — продолжает Надежда.

Когда-то мы были самой читающей нацией. Сейчас это в прошлом. Несколько лет назад читать в принципе было не модно. Лишь в последнее время наметилась тенденция к положительным переменам.

Сверхзадача взрослых – помочь ребенку найти себя в литературном мире. Фестиваль «Чудо-книга» – это уникальное событие. Это семейное мероприятие, на которое нужно прийти всем вместе. Здесь можно найти свою книгу и пообщаться с ее автором.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о