Экспонаты выставки. Фото автора

Дорого яичко к Христову дню: в Оренбурге открылась выставка пасхальных яиц со всего света

В преддверии праздника праздников – Воскресения Господня – в областной библиотеке имени Крупской открылась выставка «Всемирное путешествие пасхального яйца».

В экспозиции представлены пасхальные сувениры и яйца из коллекции Геннадия Найданова, заслуженного работника культуры России, искусствоведа, доцента кафедры архитектуры и дизайна Оренбургского государственного университета.

Эстония, Великобритания, Финляндия, Литва, Болгария, Япония, Египет, Турция, Нидерланды, Испания, Бельгия, Италия, Германия, Греция, Израиль, Хорватия, Чехия – вот далеко не полный перечень стран, откуда привезены самим Геннадием Александровичем или его друзьями пасхальные сувениры.

Здесь и украинские писанки, и чешские краслице. Яйца  из дерева и камня, фарфора и стекла. Ажурные и рельефные, вышитые и гравированные.  В каждой стране свои виды декора и росписи. Графическая часть выставки оформлена книгами, журналами и открытками, изданными за рубежом. В коллекции Геннадия Александровича более 300 экспонатов. Она пополнялась вплоть до самого открытия выставки.

Посылки с хрупким грузом шли из ближнего и дальнего зарубежья. Геннадий Александрович всю жизнь делится с людьми сокровищами своей души. И люди платят ему тем же.

А ему есть чем поделиться – и своими замечательными коллекциями, и своими  энциклопедическими познаниями. И всем этим делится он не только со своими студентами. А со всеми, кто хочет услышать и увидеть. А услышать и увидеть хотят многие. Свидетельством тому – его знаменитые «Оренбургские сезоны» (многие их называли «Найдановские»). Это циклы лекций, которые Геннадий Александрович читал на протяжении многих лет в областной библиотеке имени Крупской.

Впрочем, читал – не точное слово. Это было живое общение – иногда под гитару, иногда под замечательное многоголосье фольклорного ансамбля «Перегода». На этих вечерах можно было увидеть наряды из бабушкиных сундуков, флаконы из-под парфюма всех времен и народов, дореволюционные открытки, изделия народных промыслов из разных уголков страны. И много других артефактов из сокровищниц оренбургского искусствоведа. «Не стыдно не знать, стыдно не стремиться», – любит повторять Геннадий Александрович. И это вполне можно считать девизом его жизни.

Русский пейзаж XIX века, города и музеи мира, «Золотое кольцо России», фольклор Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда, история пива, дворовые песни, купеческое Замоскворечье, православные святыни – об этом и многом другом люди узнали, благодаря просветительской миссии Геннадия Найданова. От этих знаний светлее становится в головах и душах людей. Ведь слово «просвещение» происходит от слова «свет». Не случайно несколько его учеников стали священниками. Думается, они смогли взять у него больше, чем он давал на уроках.

Православие – особая тема в его жизни. Когда-то он собирался стать историком, заниматься археологией. Но вовремя понял, что с историей у нас не все благополучно. А вот искусство стоит в стороне от политических перемен. Но не только это определило его выбор. Еще – отношение к христианству, особенно к православию, которому в искусстве посвящен огромный пласт. Геннадий Найданов в свою очередь тоже посвятил православию большой пласт своей жизни. Если не всю ее.

Первая пасхальная выставка была организована им здесь же, в областной библиотеке имени Крупской, в 1991 году. Это было время, когда говорить на пасхальные темы, не то что устраивать выставки, было небезопасно. Поэтому первую пасхальную выставку Геннадий Александрович назвал «Весенние праздники и обычаи». В тот год была необычная Пасха: она пришлась на 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Такая Пасха называется Господственной. И выставка получилась по-настоящему праздничной. В зале областной библиотеки был отслужен пасхальный молебен. На открытии выставки присутствовало духовенство Никольского собора. Владыка Леонтий сказал проникновенное слово. А на первой странице книги отзывов написал: «Выставка Пасха превосходная. Величайшая благодарность организаторам и потрудившимся. Божие благословение на дальнейшие добрые начинания».

Потом были еще три выставки подряд, на которых представлялось множество предметов и атрибутов: церковные облачения, литургические сосуды, дарохранительница из Никольского кафедрального собора, священнические кресты, книги, вербные букеты. Но главными экспонатами всех выставок были пасхальные яйца: от простого куриного до изысканных – фарфорового и стеклянного. Всякий раз экспозиция, как и нынешняя, составлялась на основе его уникальной коллекции пасхальных яиц – важнейшем атрибуте  Светлого Христова Воскресенья.

Пасхальные выставки Геннадия Александровича всегда пробуждают самые лучшие чувства, дарят надежду и радость. А выступление хора Духовной семинарии на открытии нынешней выставки, особенно марш «Прощание славянки», вызвало необычайный душевный подъем.

Прямая речь

Светлана Шлеюк, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета:

– Геннадий Александрович – мой учитель. Благодаря ему я постигла историю искусств, особенно русского искусства. Вот эту любовь к русскому искусству он заронил в души всех своих учеников. И эта тема, связанная с русским искусством, с религией, прошла красной нитью через всю его жизнь. Никто до него в Оренбурге подобной выставки никогда не организовывал и никогда этой сложной темой не занимался. Только он! И это действительно колоссальный пласт культуры, который требует изучения и повышенного внимания, тем более что в наше время интерес и нужда в данной теме все больше возрастает. Не только у представителей старшего поколения, но и у молодежи. Каждая выставка, посвященная этой тематике, несет в себе большой информативный заряд. Помимо того, мастерски оформляя витрины с экспонатами, Геннадий Александрович  выступает не только как историк, исследователь, искусствовед, но и как дизайнер.

Ирина Бушухина, искусствовед:

– Найдановские выставки ждет весь Оренбург. Геннадий Александрович — уникальный коллекционер. Многие собирают что-то, а вот так щедро делиться со зрителем тем, что ты собрал, систематизировал, глядя на каждый предмет с научной точки зрения, не у всякого собирателя получается. У него же каждый экспонат имеет свою легенду, свою историю. Он помнит все о любом из них. И систематизация такая глубокая, такая серьезная. Это и понятно: начало-то из Эрмитажа, из Русского музея.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о