Цифровые учебники – альтернатива или дополнение?

Министерство просвещения готовит реформу для учебных заведений России. В декабре 2017 года стартовал новый приоритетный федеральный проект «Цифровая школа». Название многообещающее. Программа предполагает внедрение к 2020 году цифровых учебников в средней и старшей школе. Но возникают вопросы: смогут ли электронные носители полностью заменить бумажные учебные пособия, насколько это вообще необходимо и целесообразно и будет ли это полезно детям?

По данным корпорации «Российский учебник», в нашей стране уже более 1 млн школьников пользуются электронными учебниками. Вводить ли учебные пособия в новом формате массово или предлагать в качестве дополнительных источников обучения, пока решает школа. Сами же учебники вполне доступны: их может скачать на планшет или другой носитель школьник из любого региона страны. Есть в России и регионы, для которых электронная форма обучения является основной – это Астраханская и Тамбовская области. В них действуют соответствующие пилотные проекты. Если новшество приживется и покажет свою целесообразность, опыт будут внедрять в жизнь во всех без исключения учебных заведениях страны.

– В 2012 году в стране принят новый государственный образовательный стандарт, – рассказывает Татьяна Федорова, директор ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области». – Он требует создания в школе образовательной среды, предоставляющей учащимся широкие возможности для творчества, развития и коммуникации. Информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные, основанные на разработках в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их активное распространение. Согласно проведенному мониторингу деятельности образовательных учреждений, в российских школах используются как традиционные учебники на бумажных носителях (95,5%), так и электронные версии учебников (4,5%).

Плюсы и минусы бумажных учебников

Кто бы мог подумать, что настанет время, когда мы будем выбирать, чем пользоваться: классическими учебниками или электронными. При этом выделять основные плюсы и минусы традиционных и инновационных ресурсов и сравнивать их друг с другом. Если говорить о бумажных учебниках, то их основной плюс в том, что они не зависят от электропитания, так сказать, готовы к применению в любых условиях. Глаз видит буквы на книжной странице так, как задумано природой — в отраженном свете. Текст на обычной бумаге лучше воспринимается и запоминается. Кроме того, ученые выяснили, что читатель глубже переживает эмоции именно при чтении с бумаги. Это важно, к примеру, при знакомстве школьника с художественными произведениями.

К главным минусам бумажных пособий можно отнести их габариты. Ежедневно в школу ребенку нужно носить порядка 4-6 учебников, плюс тетради, дневник, пенал и другие необходимые инструменты. В итоге свободного места в портфеле практически не остается. Поэтому сменку и физкультурную форму приходится укладывать в дополнительные сумки или мешки. Жалуются родители и на вес школьного ранца. Так, портфель третьеклассника в среднем весит порядка 4 килограммов. А это, согласитесь, немало. Ведь по ортопедическим нормам весить рюкзак не должен более 10-15% от веса школьника. Кроме того, любой текст на листочке или бумажная литература требуют хорошего освещения для чтения, иначе есть риск заработать головную боль или, что еще хуже, испортить зрение.

А как с электронными носителями?

Техника – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Это факт. Но вот к электронным учебникам многие родители все еще относятся с опаской. Постоянное использование гаджетов плохо отражается на здоровье ребенка – уверены они.

– Это издевательство! Домашнее задание в электронной школе занимает уйму времени, – жалуется на родительском форуме Елена Симонова, мама третьеклассника. – Дети и так сидят постоянно в гаджетах, смотрят телевизор, а тут еще и электронные учебники.

И опасения родителей более чем справедливы. Действительно, общение ребенка с электроникой нужно ограничивать. Но ведь это можно делать и не за счет учебы.

– Выпускающиеся сегодня ТFT-мониторы с регулируемым уровнем яркости не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование или чтение бумажных книг, – утверждает Татьяна Федорова. – В цифровых «читалках» используется так называемая электронная бумага. Технология специально разрабатывалась для длительного зрительного контакта. Кроме того, во время урока дети, как правило, не сидят все 45 минут, работая с учебником.

Родители переживают и о том, что школьник может сломать, потерять или испортить дорогую вещь – ноутбук или планшет. Педагоги же в свою очередь утверждают: тут многое зависит от воспитания и обучения ребенка правильно и аккуратно пользоваться техническими средствами.

– Отчасти поэтому школы, проводившие эксперименты по внедрению, снабжали электронными учебниками только учеников старших классов, – поясняет Татьяна Федорова. – В итоге выяснили: плюсов у электронных средств обучения намного больше, чем минусов. Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты: во-первых, не нужно ежедневно носить тяжелый груз; во-вторых, подросткам интересно для учебы пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы, подростки намного лучше понимают и усваивают материал.

Электронные учебники обеспечивают легкий доступ ко всей нужной информации по теме. Цифровые пособия содержат большое количество словарей, таблиц и других справочных материалов. Много дополнительной информации можно найти и скачать в интернете. И это значительно экономит время. Кроме того, отмечают педагоги, электронные учебники можно использовать как в локальной сети школы при интерактивном взаимодействии с учителем, так и в оффлайновом режиме.

– Немаловажный плюс электронных учебников в том, что они учат детей пользоваться современной техникой, – отмечает Татьяна Федорова. – Это может оказаться очень полезным в будущей жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах.

Неужели заменят полностью?

В ближайшее время полной смены бумажных учебников электронными не произойдет, уверяют специалисты. Пока более целесообразным будет совместное их использование.

Но и с тем, что электронные учебники – это ожидаемая эволюция, нельзя не согласиться. При этом в экспертном сообществе пока нет единого мнения по поводу того, когда же она завершится. Есть разные прогнозы: 5, 10 и более лет. Какой из них окажется справедливым, покажут время, а также результаты многолетних исследований влияния использования электронных учебников и учебных пособий на результаты детей и эффективность преподавателей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о