Весенний бал в Оренбурге
Весенний бал в Оренбурге. Фото Дмитрия Чернова и Олега Дышлюка

Нужен ли ЕГЭ российской школе? Мнение ученых и оренбургских выпускников

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведен в 2001 году в пяти субъектах Российской Федерации, и с тех пор мнения о его пользе и, напротив, вреде не умолкают. И зачастую, в едином государственном экзамене выделяют больше минусов, чем плюсов. Однако ЕГЭ продолжает заставлять сердца выпускников и их родителей замирать, модернизируется, видоизменяется, а иной альтернативы, ему на смену, на горизонте современного российского образования пока не видно. Рассказываем, чего ожидали от ЕГЭ на момент его введения, оправдал ли он эти ожидания, и как к ЕГЭ относятся оренбургские школьники и студенты.

Сергей Рукшин, профессор кафедры математического анализа РГПУ им. А. И. Герцена, отметил во время проведения круглого стола «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования», что одной из главных задач, которую ставили перед ЕГЭ, было избавление от коррупции в приемных комиссиях. Кроме этого, единый государственный экзамен должен был дать школьникам возможность поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу, и, что еще очень важно, служить основанием для получения образовательных кредитов:

«Хочу напомнить, 20 лет назад нам обещали, что по результатам ЕГЭ будут даваться кредиты на полную или частичную оплату образования, к сожалению, обещанных сертификатов так и не появилось, про них благополучно забыли», — сказал он.

К сожалению, точно так же произошло и с борьбой с коррупцией. По мнению профессора, коррупция ушла из приемных комиссий вузов, но затраты родителей и коррупционная составляющая перешли совершенно в другие сферы.

«Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад. Не буду приводить всем известную ситуацию, когда директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Елена Низиенко в течение пяти лет выдавала документы строгой отчетности победителей финалов всероссийских олимпиад тем, кто в них даже не участвовал. Это в прошлом, но сейчас имеют место страшные факты, когда вузы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников», — сказал Сергей Рукшин.

Однако самым негативным последствием введение ЕГЭ стало то, какое влияние, которое он оказал на образовательные институты: на саму среднюю школу и на вузы.

«Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начнется тотальная подготовка к экзамену вместо прохождения школьных программ. Что касается вузов, теперь вузы не имеют права выбирать себе контингент, за который отвечают. Это очень странная ситуация, когда тот, кто отвечает за качество подготовки специалистов, не имеет никакого влияния на право выбирать себе, если угодно, человеческое сырье для подготовки этих специалистов. Таким образом, больше всего страдают региональные вузы, и исчезает целевой контингент. Человек поступает не туда, куда хотел, о чем мечтал всю жизнь, а туда, куда по баллам ему удастся поступить. И, безусловно, эти факторы нуждаются в тщательном анализе», — резюмировал он.

Мнения

На самом деле так ли полезен и значим ЕГЭ для современной молодежи? Реально ли сдать его на высокий балл без помощи репетитора? И стоит ли менять формат Единого государственного экзамена? Редакция ОН решила узнать ответы у школьных учителей и самих выпускников: тех, кто уже прошел этот этап, и тех, кто только готовится к сдаче единого государственного экзамена.

Дарья, студент. Сдавала ЕГЭ в 2017 году:

«Моей главной целью после окончания школы было поступить в желаемый вуз на желаемую специальность. На тот момент это был Дальневосточный университет. К сожалению, поступить я не смогла. Конечно, тогда я расстроилась, но сейчас понимаю, что ЕГЭ — это, по сути, лотерея. Не скажу, что готовилась днями и ночами, однако свои знания оцениваю выше, чем поставленные баллы на экзамене. Сейчас мне кажется, что формат ЕГЭ не нужен для оценки знаний, но альтернативу пока назвать не могу, ибо традиционная сдача экзамена по билетам тоже не совершенна. Возможно, ЕГЭ нужно просто видоизменить, или ввести мультитест по примеру западных государств».

Татьяна, студент. Сдавала ЕГЭ в 2017 году:

«Ожиданий от сдачи экзамена не было никаких. Я изначально решила, что в другой город не перееду, а поступить в местные ВУЗы не составляло особой сложности. Передо мной стояла цель написать экзамены на высокие баллы, чтобы пройти на бюджет. Так и случилось. Я сдавала три предмета и по каждому из них занималась с репетитором. На мой взгляд, ЕГЭ это отличная базовая площадка для тех, кто хочет уехать в большие города, поскольку он позволяет абитуриентам честно поступить в учебное заведение. Поэтому ничего менять не стоит».

Надя, школьница. Готовится к ЕГЭ:

«Я надеюсь, на отличную сдачу ЕГЭ. Уезжать в другой город пока не планирую, хочу остаться в Оренбурге. С детства хотела стать учителем, поступив в педагогический университет. Но год назад я изменила свое решение: РАНХиГС — специальность «политология», себя вижу именно в этой сфере. Формат ЕГЭ мне нравится. И я думаю, именно такой экзамен поможет мне поступить в академию без проблем. Сейчас я готовлюсь к ЕГЭ сама. В школе учителя мне дали хорошие знания, поэтому никаких трудностей не возникает».

Юлия Александровна, социальный педагог и учитель биологии:

«ЕГЭ дает большие возможности для ребят из любых уголков России, маленьких городов, деревень, поступить в престижный вуз по результатам ЕГЭ. Я считаю, что ученик абсолютно реально сам может подготовиться к ЕГЭ, с помощью школьных занятий. Главное прилагать больше усилий к процессу подготовки. Если у ребенка нет мотивации к учебе, то и результат, соответственно, будет низкий».

Кроме этого, мы провели опрос среди 10 выпускников школ.

Бал «Золотая Россия», Оренбург. Фото Дмитрия Чернова

На вопрос, поможет ли ЕГЭ достигнуть своей цели, поступить в желаемый вуз, ровно половина ответили, что положительно, а остальные 5 человек не считают ЕГЭ панацеей от неудачи. 6 из 10 респондентов при этом отметили, что для получения высоких баллов они готовятся к ЕГЭ с репетитором. Остальные же полагаются только на свои силы. На вопрос, участвовали ли они в олимпиадах, мнения снова разделилось 50/50: 5 человек участвовали, остальные — нет. При этом почти все ребята отметили, что олимпиада — это отличная возможность получить дополнительные баллы при поступлении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о