Куклы не молчат

3 января в Оренбургском губернаторском музее открылась выставка авторских и антикварных кукол «О чём молчат куклы».

Впервые под музейной крышей встретились куклы из частных собраний оренбурженок Ирины Липатовой, Светланы Моисеевой, Ирины Поповой, Ольги Кузьминых, Светланы Бушуевой, Юлии Сухиной и Елены Селивановой.

Они такие разные — тряпичные, какими играли крестьянские девочки, и антикварные, какие дарили барышням из благородных семей. Но все заслуживают восхищения. Столько фантазии и изобретательности вложено мастерицами в их образы! Немудрено, что кукла как предмет искусства и коллекционирования находится на пике моды уже много лет. И потому лучшего подарка к Новому году, какой преподнесли устроители выставки оренбуржцам, трудно придумать. Но в одном с ними хочется поспорить: куклы вовсе не молчат. Они так много рассказывают о мастерицах, их изготовивших. Подойдёшь к кукле, и она поведает об интересах и пристрастиях своей «мамы».

Чтобы быть кукольником, надо много знать и обладать многими умениями. Надо знать историю куклы и технологию её изготовления. Надо разбираться в дизайне, чтобы у каждой куклы было своё лицо. Нужно уметь шить кукольную одежду, обувь и даже парики. В общем, быть универсалом. Таким, как Светлана Моисеева. Хотя по образованию она историк. Всё началось с интереса к истории, точнее – старинным куклам.

— Я начинала с реставрации антикварных кукол, — делится Светлана. — Это куклы немецкого производства конца XIX-начала XX века. Со временем пришла потом к авторской кукле. Стала делать по аналогии авторские куклы, используя те же приёмы, что в антикварных.

Светланины красавицы уютно устраиваются на диванных подушках, присаживаются на книжной полке, являясь частью современного интерьера.

Куклы Ирины Поповой — анемичные балерины, персонажи сказки Гофмана «Щелкунчик», нарядные дамы в шляпках отсылают нас к образам XVIII и XIX века. Есть у неё и забавные герои, вроде морячков, вызывающие добродушную улыбку. У Ирины был свой путь в кукольники. Как-то, приехав в Прагу, она зашла в магазин и увидела куклы ручной работы.

— Для меня это было потрясение: оказывается, куклы можно делать самим! В то время интернет только начинал входить в нашу жизнь. Я искала публикации на заинтересовавшую меня тему в журналах и книгах, перерыв массу макулатуры. Потом пришла к своим куклам. Начинала с самых простых, текстильных, от которых так и не ушла. Очень люблю ткань. Энергию ткани. Она самая тёплая. Поэтому вношу её в мир с помощью кукол.

Ольга Кузьминых долго работала педагогом дополнительного образования, преподавала детям вязание. На занятиях вязали различные игрушки. А для выставок, где большая конкуренция, создавали нечто такое, чтобы поразить воображение. Ну и, конечно, получить награду. Так появились Пушкин и Даль, связанные из пряжи. Кстати, ещё до того, как памятник Пушкину и Далю появился на улице Советской.

К ним добавились другие исторические персонажи – опальный поэт Тарас  Шевченко, губернатор Василий Перовский. Потом стали создавать бытовые сценки.

А через некоторое время эти персонажи ожили в мультфильмах собственного производства. Они не только двигаются под музыку, но и сами играют на музыкальных инструментах – гармошке, гитаре.

У Светланы Бушуевой всё началось с семьи. Родились дочки, пока они были маленькие, Светлана шила на них. Дети подросли, а искусство кройки и шитья осталось. Лет семь назад Светлана посмотрела передачу про авторскую куклу. И решила, что тоже так сможет:

«И остановить меня было невозможно, — улыбается мастерица. — Кукол делаю игровых. Мне нравится, что в них могут играть дети. Они часто заказывают мультяшных героев».

Своя тема и у Натальи Темченко, мастерицы из Тоцкого. Специалист по изготовлению костюмных кукол, она представила на выставке две куклы. Одна из них одета в женский праздничный костюм Рязанской губернии Скопинского уезда, другая – в праздничный костюм оренбургской казачки.

— Я делаю кукол на основе научных сведений, взятых из музеев, книг, — делится секретами мастерства рукодельница. —  Все мои куклы сделаны вручную, машинку вообще не применяю. Стараюсь найти ткани прошлого века, но, к сожалению, это не всегда удаётся. Современные ткани не подходят для кукол, а для костюмов особенно.

Направление, в котором работает Ирина Липатова, – кукла крестьянская, традиционная, деревенская. Кукла, которую до 50-х годов прошлого века делали практически в каждой семье, за недостатком, скажем так, фабричного производства. Кстати, ей мы должны сказать особое спасибо за это путешествие в сказку. Ирина давно мечтала найти и собрать оренбургских кукольниц вместе. Посмотреть друг на друга, посмотреть на кукол, которых они делают и собирают, и устроить выставку. И, наконец, в 2017 году 21 марта, в День кукольника, мастерицы собрались на чаепитие, познакомились, и в итоге явили зрителям всё разнообразие кукольного мира.

 

Наталия Веркашанцева

Фото автора

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о