В парке «Тополя». Фото автора

Сотворение мира: история шоу-макета Оренбурга «Шелковый путь»

Если вам кажется, что знаете о родном городе все и даже больше, загляните на второй этаж «Гостиного двора».  

Мало того, что вы увидите все достопримечательности Оренбурга вместе взятые, но и сможете окинуть взором наиболее интересные места Оренбургской области, Казахстана и даже Китая. Правда, в миниатюре. И все это пространство, заполненное историческими, архитектурными и природными памятниками, живет активной жизнью. Здесь день сменяет ночь, сверкают молнии и гремит гром, взлетают ввысь качели и крутится «чертово» колесо в парке «Тополя», а через город следует железнодорожный состав «Евразийский экспресс». Впечатляющее зрелище! Это шоу-макет «Шелковый путь»,  о котором мы беседуем с автором и руководителем проекта Александром Шарандиным.

Седьмой в мире, третий в России

– Как появилось в Оренбурге это чудо?

– Несколько лет назад мы работали над проектом «Гранд-макет России», который ныне успешно работает в Санкт-Петербурге. В нем представлена наша страна от Калининграда до Владивостока. Потом трудились над макетом для Москвы – «Золотое Кольцо России». Год назад решили, что наш город, расположенный на перекрестке миров, тоже достоин внимания.

– Получается, оренбургский шоу-макет – третий в России?

– Да. И седьмой в мире. Чтобы показать весь Оренбург в миниатюре понадобилась бы территория Степного поселка. Такими возможностями мы не располагаем, да и надобности в таком гигантском макете нет. Гулять по нему было бы утомительно и скучно. Поэтому мы сделали выжимку, показав всё самое интересное, отражающее то или иное время. В том числе и времена года. Поэтому не стоит удивляться, например, тому, что Пугачевские золотые хоромы в Бердах соседствуют с вышкой сотовой связи. А в поселке Подмаячный, прозванном в народе Шанхаем, цветет сирень и тут же спеют помидоры.

– С чего начинается ваша экскурсия по миниатюрному Оренбургу?

– С Зауральной рощи и реки. Вот по Уралу плывет теплоход «Марина Гризодубова». Он ходил от станции «Комсомольская» детской железной дороги вниз по течению до Краснохолма.  В 70-е годы, к сожалению, встал на прикол. Одна из достопримечательностей города – пешеходный мост над Уралом. На момент постройки этот белый вантовый красавец был седьмой в России. Любопытна история и железнодорожного моста. Видите, по нему сейчас как раз идет поезд?  Он был построен по личному указу Николая Второго, оценившего перспективы торговли с Азией.

Остап Бендер, Лев Толстой и бухарский эмир

– Считается, что Оренбург – побратим Санкт-Петербурга. Многие наши генерал-губернаторы были питерцами. Они и привнесли в наш степной город архитектурный шик Северной столицы…

– Это действительно так. Оренбург, как и Питер, строился по принципу красных линий, когда фасады стоят на одной линии. Многие здания – копии санкт-петербургских. Например, здание вокзала скопировано с Екатерининского дворца в Царском селе. Точнее, центральная часть дворца, та, где располагалась Янтарная комната. На большее не хватило денег. Левая часть вокзального здания была построена для бухарского эмира. Приезжая в Оренбург, с которым у Бухары шла бойкая торговля, он там и отдыхал,  и работал.  И на своем поезде отбывал восвояси. Наш вокзал считается жемчужиной железнодорожного строения. Он и назывался – железнодорожный дворец.  Одним из первых его посетителей был Лев Толстой, приезжавший лечиться кумысом.

– Говорят,  у нас бывал и Остап Бендер. Вернее, его прототип…

– Да, следуя за миллионером Корейко на строительство Турксиба, великий комбинатор проезжал через наш город. Здесь меняли паровоз, и поезд стоял целый час. Сын турецкого подданного хотел было выти в город. Но транзитным пассажирам запрещалось покидать пределы вокзальной площади. Остап Ибрагимович  утешился тем, что попил оренбургского пива. И заявил, что лучшего пива не пробовал. Очень даже может быть. Край-то хлебный. Сырье отборное. И пивные традиции заложены знатоками этого дела – немецкими и австрийскими пивоварами. Второй раз Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей побывал в наших краях, когда открывался перелет между Москвой и Ташкентом. В Оренбурге, в тогдашнем аэропорту Нежинка, производилась дозаправка.

– У вас на макете не то что вокзал, но даже локомотивное депо выглядит, как памятник архитектуры…

– А это и на самом деле интересный объект. Оренбургское депо – крупнейшее в России. Оно оборудовано уникальным поворотным кругом, какие имеются не в каждом городе. Правда, для современных локомотивов он не подходит. Поэтому компания РЖД отказывается от этого вида депо. В Москве и Питере в их стенах устроили музеи. А у нас, боюсь, денег не найдут.

Фуникулер для Джеймса Бонда

– То, что вы наполняете пространство макета старинными зданиями и достопримечательностями, это понятно. Но что здесь делают, например, типовые многоэтажки и промзона? В чем их ценность?

– Типовые многоэтажки  – тоже определенная веха истории. Они из того времени, когда началась разработка газоконденсатного месторождения. Город бурно развивался, строился. Люди начали переезжать в большие квартиры с огромными кухнями и лоджиями. А промзона, она есть во всех городах. Куда же без промышленных задворок? У нас тут завод железобетонных изделий, скупка металлолома, заготовка черного леса. Особая тема для советского человека – гараж. Поэтому мы выделили уголок для гаражного кооператива. Это то место, где мужики решали мировые проблемы, соображая на троих. Вот у нас как раз такая сценка изображена.

– А что это за горнолыжный курорт близ Оренбурга?

– Кувандык, Ташла, Сорочинск, Гребени – сборный ландшафт. С каждого боку смотрится по-разному. Но самое главное здесь – фуникулер. Мы заказали его в Германии. На таком снималась одна из серий про Джеймса Бонда.

– Над каким разделом работать было хлопотнее всего?

– Над космическим. Построили Байконур, решили установить там «Буран» – челнок многоразового использования и ракету. Челнок собрали без проблем. А ракету просто так собрать нельзя. Нужна лицензия завода-изготовителя настоящих ракет. Долго думали, как быть. Поехали в Самару на завод ракетостроения. Там любезно согласились изготовить для нас модель современной ракеты.

А козленка – в подарок

– Как вы делаете макеты зданий, можно представить, но животных – ума не приложу. Ваши губерлинские козы, как живые…

– Должен признаться, что коз изготавливали не мы. Попробовали, не получилось. Заказали в Австрии. Шесть  штук. Седьмую фигурку – козленочка нам сделали в подарок. А технология такая. Делают скан с  животного. Печатают его на 3D-принтере. А потом изготавливают в материале. Зрители спрашивают нас, а верблюды будут? Будут и верблюды. Тоже из Австрии. Какой же Шелковый путь без каравана?

– Как удается делать такие крошечные экспонаты, как вилок капусты?

– Собираем под микроскопом. А как иначе, если он состоит из 14 частей? Или вот старушка доит корову. Кисть руки у нее чуть больше одного миллиметра, но все фаланги  воспроизведены с абсолютной точностью. Без микроскопа это было бы невозможно.

– Сколько человек работает над макетом?

– Полтора десятка. Пятеро из них – на постоянной основе. Остальные – люди приходящие, неравнодушные к родному городу. Четвероклассник Матвей Веснин пришел с мамой на экскурсию. И так ему у нас понравилось, что стал нам помогать. Копии автомобилей на Привокзальной площади – его работа. А пятиклассник Дима Коннов кропотливо  «сажает» пшеничное поле, заполняя его микроскопическими колосками.

Пушкин снова едет в Оренбург

– А вы кто по профессии? И как давно занимаетесь «сотворением» мира?

– Железнодорожник. Макетированием занимаюсь 16 лет.

– Что нового появится в макете в ближайшее время?

– Карета, в которой Пушкин приехал в Оренбург. И сам поэт, беседующий на крылечке с казачкой Бунтовой. Продолжается работа над горным Казахстаном. Создаётся копия крупнейшего в мире сухопутного  порта «Хоргос», построенного на границе с китайским поселком Урумчи. На территории Поднебесной возводится Памир с его знаменитыми китайскими реками и монастырями. Воспроизводится место, где снимался фильм «Аватар». В скором времени в этой части макета заработают аттракционы китайского Диснейленда, засверкают огнями новогоднее шоу фейерверков и лазерные представления. Пустые места постепенно заполняются. Достойных объектов оказалось гораздо больше, чем вмещает макет. Судьбу каждого из них решаем общим собранием.

– «Шелковый путь» вызывает интерес у зрителей?

– Не то слово! Сегодня за полдня было уже шесть экскурсий.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о