Вадим Смирнов – настоящий творческий лидер. Фото автора и из архива театра

Вадим Смирнов: «У нас каждый год – Год театра»

Театр не берет тайм-аут даже летом, в пору театрального межсезонья. В недрах закулисья всегда идет работа – подготовка к очередному сезону. Оренбургский областной театр кукол не исключение. И Год театра ему в помощь! Потому что благодаря ему, наконец-то решился вопрос о реконструкции театрального здания. С этого мы и начали разговор с художественным руководителем театра, заслуженным артистом России Вадимом Смирновым.

— Идея реконструкции театра назрела давно. Но её осуществление требовало больших финансовых затрат. И вот теперь, благодаря Национальному проекту «Культура» мечта о реконструкции в скором времени начнёт воплощаться. Проект уже готов.

Оренбургский театр кукол в ожидании долгожданной реконструкции

— Театр находится в старинном здании комплекса Гостиный двор. Не исказит ли реконструкция внешний облик памятника истории?

— Напротив, зданию, в котором располагается театр, будет возвращён первоначальный облик. Найдены фотографии, по которым будут восстановлены железные колонны, козырьки. У входа разместится театральная тумба с афишами. Будет видно издалека, что это не просто учреждение, а театр. Думаю, тем, кто прогуливается по улице Советской, непременно захочется остановиться и обязательно к нам заглянуть.

— А какие сюрпризы будут ждать их внутри?

— Здесь все изменится. Например, станет другой конфигурация зала. За счёт того, что некоторые помещения объединятся, увеличатся их параметры. Появятся помещения для световой и звуковой аппаратуры. В подвале будут оборудованы места для хранения декораций. Проект предусматривает увеличение сцены. Правда, из-за этого уменьшится количество зрительных мест в зале.  Сейчас их 239, будет – 178. Мне кажется, в этом нет ничего плохого. Театр ведь искусство камерное. Благодаря реконструкции даже зрителям, сидящим на заднем ряду, тоже будет хорошо видно и слышно. Появится новое оснащение сцены, поменяется всё оборудование. Будут созданы комфортные условия в актёрских гримуборных. И, конечно, коренным образом изменятся интерьеры. Гардеробная объединится с фойе. Там где сейчас буфет, разместится  фотозона для зрителей, фотогалерея актёров. В основном зале появится интерактивный экран, который будет показывать новости театра. Малый зал станет бэби-залом, с пуфами, мягким покрытием, нишами, стеллажами.

Сцена из спектакля «Маленькие трагедии»

— Какие сроки намечены для этой грандиозной перестройки?

—  Предполагается, что работы будут завершены к 85-летию театра, которое мы будем праздновать через сезон – осенью 2020 года.

—  А театр на время реконструкции не закроется?

— Ни в коем случае! Мы будем работать. Но на другой площадке. Сейчас рассматривается, на какой именно.

Сцена из спектакля «Саломея»

— Какой задел у вас подготовлен к предстоящему театральному сезону?

—  Под занавес минувшего сезона мы выпустили спектакль для юных зрителей «Мечта маленького ослика». Автор этой трогательной истории – детская писательница и переводчица Татьяна Макарова. Постановку осуществил главный режиссер Белгородского театра кукол Владимир Гусаров, в творческом багаже которого более 60 спектаклей для детей и взрослых. Визуальный образ спектакля создала художник из Нижнего Новгорода Марина Зорина, с участием которой на нашей сцене сделаны «Снежная Королева», «Золушка», «Щелкунчик», «Ястребок», «Тень», «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и другие постановки. Вторая премьера, которой мы откроем новый сезон – спектакль «Муха-цокотуха», который ставит Павел Овсянников – режиссер из Санкт-Петербурга. К Новому году – приурочена премьера «Дюймовочки» Андрея Усачёва. Затеяли ещё один проект – современный вариант «Бременских музыкантов». Это будет очень любопытное зрелище.

Сцена из спектакля «Аленький цветочек»

— Ваш театр не сидит на месте. А это очень важно для творческого коллектива — и себя показать, и других посмотреть…

—  В конце сезона мы побывали в Новосибирске на Международном театральном фестивале «Перекресток», куда возили спектакль «Мёртвые души». Четверо актёров получили дипломы за создание образов своих персонажей в этом спектакле.  Программа фестиваля была разнообразной и интересной. Новосибирск собрал кукольников из Швеции, Болгарии, Франции, Испании, Эстонии, Беларуси, Северной Осетии, Хакассии, Татарстана и Санкт-Петербурга. В рамках фестиваля состоялись мастер-классы от ведущих преподавателей Новосибирского театрального института, круглые столы, лекции, профессиональные и творческие встречи со зрителями и коллегами. В конце июня побывали в Санкт-Петербурге на одном из самых знаковых международных фестивалей —  «КукArt». Сыграли на сцене театра Ленсовета при полном зрительном зале спектакль «Саломея». В сентябре в Загребе также будем играть «Саломею». Потом повезём ее в Мытищи и отыграем на конкурсе претендентов на премию имени Станислава Железкина, учреждённую Московской областью за достижения в театральном искусстве. Далее запланирована поездка в Ереван на фестиваль «HighFest» , на который поедем второй раз. Повезем «Мертвые души». В ноябре состоятся обменные гастроли с Новосибирском. Так что у нас — настоящий Год театра. Очень насыщенный. Впрочем, в театре Год театра – каждый год.

Сцена из спектакля «Генералы в юбках»

— Оренбургские кукольники – частые гости и в районах области…

—  Да, действительно. С февраля по май состоялась большая череда поездок по области в рамках проекта «Живые театральные уроки». Мы проехали со спектаклями «Мёртвые души» и «Сказки Пушкина» вдоль и поперек всю область. Эти поездки оказались довольно любопытными и интересными. Во-первых, потому что в области с театром, а уж со взрослым репертуаром театра кукол, мало кто знаком. А вернее и вовсе не знаком. Каждый раз до спектакля у тех, кто нас принимал, и у зрителей, было очень скептическое отношение. Зато после спектакля – огромная благодарность. После каждого представления были обсуждения. Зрители говорили очень интересные, глубокие вещи, рассуждая о спектакле, о том, что видели. Это самая настоящая популяризации искусства, театра кукол и литературы. Спасибо министерству культуры за поддержку.

Сцена из спектакля «Тень»

— Во многих российских театрах зреет, а порой и выплёскивается в громкие акции, недовольство административным руководством. Практически везде – от Москвы до самых до окраин. Почему, на ваш взгляд?

— Потому что многое делается по отношению к театру некорректно. Везде. По всей стране. Люди, которые приходят в театр в качестве административной верхушки, должны иметь не просто знания, как ходить в театр, а как этот организм живёт, дышит, работает. Зачастую назначенные начальники начинают вершить свой суд, не понимая, зачем они пришли. Это вопрос не только руководящей руки, а внимательной руководящей руки, способной сохранить театр, созидательно относясь к этому организму. Если этого нет, начинается разруха, которая происходит сейчас во многих театрах. В том числе – в театре Сергея Образцова. Во главе должен быть творческий человек, творческий лидер. Как только во главе чиновник – это гибель театру. Не знаю, что было бы, если бы лучшими театрами в Москве не руководили Марк Захаров, Юрий Соломин, Римас Туминас. Если бы не эти личности, которые держат театр, и к мнению которых особенно прислушиваются, у творческих коллективов не было бы своего лица.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о