Спектакль. Фото из архивов Оренбургского областного театра кукол

Куклы на войне: жизнь оренбургского театра кукол в годы Великой Отечественной войны

Конечно, все вспомнят поэмы Александра Твардовского, агитационные плакаты Кукрыниксов, песни Лебедева-Кумача, разные художественные и документальные ленты. Но знаете ли вы, как жил театр во время войны? А именно наш оренбургский областной театр кукол? А ведь у него тоже есть своя военная история.

Великая отечественная война застала оренбургский, а тогда чкаловский, театр кукол в гастрольной поездке по оренбургской железной дороге, на станции Аккемир Актюбинской области.

29 июня театральная труппа под руководством режиссера М. Саввиной, прибыла в Оренбург. На фронт ушли актеры Николай Кабанов, Иван Горин, Петров, Георгий Каскайкин, Иван Преснов.

Олег Циглер уже был в армии в Бресте, последнее письмо от него пришло 20 июля 1941 года.

Николай Кашковский, электрик театра, добровольцем ушел на фронт. В 1943 году он погиб в боях за Будапешт.

Георгий Каскайкин и Иван Горин также не вернулись с войны.

В коллективе остались один актер и шесть актрис. Там решили, что война, эвакуация, Родине сейчас не до постановок с куклами. Но театр должен работать. Оперативно менялся репертуар: создали эстрадную программу «За великую землю советскую», состоявшую из стихов и песен С. Маршака, М. Алигер, А. Суркова и многих других.

Работа кипела: с этой программой актеры выступали перед воинскими частями, которые формировались в Оренбурге. В это же время готовился кукольный спектакль «Армейские сказки» Л. Браусевича и А. Бычкова, постановки «Очарованная сабля» и «Украденный штаб». По вечерам актеры помогали оборудовать госпитали, сами собрали деньги и обустроили палату в госпитале на углу улиц Ленинской и Кобозева.

Театр кукол со своей программой «За великую землю советскую» объединился с актерами драматического театра, работали на призывных пунктах.

Так, успешным стал спектакль «Поручик Карташов». Его играли в госпитале, который был расположен в помещении сельскохозяйственного института. Постановку хорошо принимали, она шла с большим успехом. Сложности были в том, что спектакль требовал сценического освещения и площадки, да и транспорта для перевозки декораций не было. Поэтому все вопросы по организации легли на женские плечи: после спектаклей в кинотеатре «Молот», вечером, декорации погружали на салазки и возили спектакли по госпиталям, которых становилось все больше.

Война наложила свой отпечаток на репертуар: требовалась такая программа, чтобы она была и агитационной, и художественной, а также не занимала больше трех квадратных метров. В связи с тем, что большую часть госпиталей разместили в школах, спектакли шли в коридорах и классах, превратившихся в больничные палаты. Здесь актеры играли постановки из старого репертуара: «Конька-Горбунка», «Кота в сапогах», «Трех толстяков».

К концу 1941 года у театра была готова большая эстрадная кукольная программа «Фашистских гадов бей как надо». Ее разделили на отдельные части, которые играли на платных ночных концертах, собранные деньги с которых отправляли в пользу фронта.

Летом 1942 года в Оренбургскую область прибыли эвакуированные из других регионов. Труппа переместилась в Бузулук и Бугуруслан, играли ежедневно по 2-3 спектакля.

Анна Богатырева, актриса театра кукол, добровольцем ушла на фронт. Она стала связисткой Сталинградской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии. За отличное выполнение заданий командования ее наградили медалью «За оборону Сталинграда».

В труппе осталось шесть человек. К октябрю 1942 года коллектив подготовил новую эстрадную программу «От мала до велика». И снова начались спектакли в госпиталях, ночные платные концерты.

В феврале 1943 года свет увидел новый спектакль «Неумирающий Антон» С.И. Преображенского. По направлению отдела искусств при облисполкоме театр выехал на сельские гастроли. С марта 1943 по июнь 1944 года этот спектакль о несгибаемости русского народа прошел 264 раза! И каждый раз аншлаг!

После успешного турне театр стали приглашать из других районов для выступлений перед тружениками села во время уборочной компании.

В этих поездках шел новый одноактный спектакль «Опасная болезнь» С. Сперанского. Главного героя постановки, колхозника Симуляшкина, играла Белла Семеновна Шехтер, актриса с непростой судьбой.

Белла Шехтер – актриса Одесского театра кукол, в Оренбургской области оказалась в эвакуации. С мая 1943 по март 1945 года она трудилась в оренбургском театре кукол.

Этот период стал тяжелым в жизни театра: в труппе осталось всего четыре артиста: Николай Плешков, Антонина Мухина, Белла Шехтер, Людмила Ведерникова.

Но все равно театр жил, работал, проходили репетиции новых спектаклей.

Осенью 1943 года Оренбургский областной театр кукол выехал на обслуживание Воронежской области, которую только-только освободили от фашистских захватчиков. На гастроли театр взял два взрослых и один детский спектакль – «Волшебная калоша».

Как пишет в своих воспоминаниях Николай Плешков, заслуженный артист РСФСР, то, что они увидели в Воронежской области, повергло их в шок: город лежал в руинах, вокзала не было, транспорт не работал. Артисты жили в уцелевшем от бомбежек подвале.

Отделом культуры Воронежского облисполкома заведовал Владимир Пименов, будущий директор театра имени Вахтангова. Он помогал разместиться театральной труппе.

Спектакль «Неумирающий Антон» очень хорошо приняли зрители, в народе его окрестили «Бессмертный Антон». Играли где только можно: в землянках, в медсанбатах, в госпиталях, на сеновалах, где лежали раненые, просто на земле, в лесу.

В Воронеже спектакль показали 129 раз, его увидели более 49 тысяч зрителей. О работе оренбургских артистов поступали отличные отзывы. В день отъезда актерам вручили почетные грамоты, приказ Управления культуры, отзывы о проделанной работе.

Фронтовой путь

23 февраля 1944 года театр кукол вернулся в Оренбург. Но в начале марта снова отправился на гастроли, на этот раз уже в Медногорск. А в конце апреля театр подготовил новую премьеру – сказку «По щучьему велению».

Во время гастролей, когда театр находился в селе Ключи, поступил приказ о срочном возвращении в Оренбург. От Комитета по делам искусств СССР пришел вызов, согласно которому труппа должна была выехать в действующую армию для обслуживания бойцов. Решили везти два спектакля «Неумирающий Антон» и «По щучьему велению». Бригадиром назначили Анну Богатыреву, которая только что вернулась с фронта по ранению. Театр отправляли в город Бельцы на Румынский фронт.

Командировка началась неудачно: спектакли, отправленные багажом, затерялись, военный баянист заболел и попал в больницу. Поэтому на Румынский фронт поехала бригада из Владимира, которую собрали из артистов драмы и певцов.

Артисты ежедневно ходили по дворам, искали свой багаж. И когда уже было решено отправляться домой, вещи нашлись в одном из товарных дворов на Рижском вокзале. Для просмотра, который проходил в Доме советской армии, актеры репетировали спектакли «Неумирающий Антон» и «По щучьему велению». По решению комиссии оренбургскому театру кукол был изменен фронтовой маршрут – Карельский фронт.

С 28 июля по 15 сентября 1944 года спектакль «По щучьему велению» показывали в войсках действующей армии Карельского фронта. Работу оренбуржцев высоко оценил в своем отзыве начальник дома Красной армии Карельского фронта Остапов: «Работоспособный коллектив Чкаловского театра кукол в напряженной обстановке, при ограниченном свободном времени у бойцов за период их короткого отдыха после боя или перед боем, давал про 3-4 спектакля, играя в лесу, в землянках, полевых госпиталях, палатках медсанбата, в частях и подразделениях переднего края. Не снижая художественного уровня, было сыграно 80 спектаклей, обслужено 18 900 зрителей».

Как писал Николай Плешков в своих воспоминаниях, «вечером играли спектакль у берега Онежского озера. Освещали ширмы фарами машин. Ужинали в землянке. Так продолжалась фронтовая жизнь… Из Петрозаводска, где мы играли в госпиталях, на батареях, в основном на воздухе, иногда спектакли прерывались из-за налетов, нас погрузили в битком набитый вагон и с бойцами перевезли на берег реки Соуярви… В тумане при переезде теряем дорогу. Раздают оружие, и наши женщины боятся брать автоматы. Берет только Богатырева. Она фронтовичка… Несколько дней играем вблизи финских частей. После нашего спектакля выступают солдаты. Еще никак не можем привыкнуть к перемирию, радуемся».

За свой фронтовой путь артисты дали 80 спектаклей, из них в клубах – 28, в лесу, на высотах – 22, в ущельях – 3, в палатках медсанбата5, на сеновалах медсанбата – 5, на дворе2, на батареях – 2, в палатах госпиталей – 12, в прачечной – 1.

День Победы артисты встретили на гастролях в Абдулино, где театр кукол обслуживал сельских тружеников.

Театр кукол… У многих могут возникать двоякие чувства – это же куклы, какая война? Но как оказалось, и среди кукол есть место подвигу.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о