Надежда Петина – достойная дочь своего отца. Фото автора

Скульптор Гавриил Петин – человек-легенда Оренбургской области

Гавриил Алексеевич Петин – своего рода Михайло Ломоносов наших оренбургских степей. Поэтому выставка работ в Оренбургском областном музее изобразительных искусств, посвященная 110-летию со дня рождения мастера, собрала много желающих почтить его память.

Что лишний раз доказывает – имя этого выдающегося человека занимает особое место в художественной истории города. Он родился в бедной крестьянской семье, рано лишился отца и уже в 10 лет стал учеником сапожника. Потом был бетонщиком, штукатуром, арматурщиком. Но хотел работать скульптором.

Гавриил Петин – скульптор от Бога

Желание было столь огромным, что он сумел реализовать свою мечту. И, как оказалось, был скульптором от Бога, умеющим мыслить широко и масштабно, что позволило ему создавать монументальные работы. Тяга к знаниям была неимоверная: в 1936 году он становится слушателем заочных курсов Всесоюзного дома народного творчества в Москве, затем там же, в столице, – участником творческого семинара. Все это позволило ему в 1930-40-е годы стать единственным скульптором в Оренбургском крае.

Портрет отца работы Надежды Петиной

Работы Петина появляются на областных выставках, получают положительную оценку зрителей, художников и критики. В 1942 году его принимают в профессиональный Союз советских художников. Жажда творчества делает чудеса: в сжатые сроки он создает полюбившиеся старожилам города памятник «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте» в Зауральной роще, памятник Герою Советского Союза Александру Родимцеву. А его эскиз памятника Чкалову в Москве в 1947 году признают лучшим.

Эскиз к памятнику «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте»

Не менее интересны его портреты. Петин умел органично соединить характерные черты и типическое, героическое начало личности.

Были и другие творения его рук: многие здания, построенные в те годы, украшены деталями, изготовленными Гавриилом Петиным, тогда ещё строителем. А он участвовал в возведении Дома Советов, Оренбургского драматического театра имени Горького и других знаковых зданий нашего города. Его творческую биографию на самом взлете прервала трагическая гибель. Немногие оставшиеся работы дочь, тоже скульптор, Надежда Петина передала музею. Они и вошли в экспозицию.

Вариант эскиза памятника Чкалову

На открытии выставки Надежда Гавриловна прочитала воспоминания об отце. И передала в дар Оренбургскому музею изобразительных искусств серию своих графических работ студенческой поры.

И тут самое время вспомнить о давней теме, которую упорно «пробивает» «Оренбургская неделя» – создании музея Петиных в доме и мастерской на улице Комсомольской, где некогда жила семья скульптора.

Вещи из дома Петиных

Автор этих строк неоднократно обращался к руководству города и области с просьбой рассмотреть этот вопрос. Надежда Гавриловна лелеяла мечту о том, чтобы музей открылся к 110-летию со дня рождения ее отца. Но у нас быстро ничего не делается. Правда, как ответили автору статьи в администрации, инициативу создания музея город поддерживает. В настоящий момент прорабатывается вопрос стоимости, изыскиваются денежные средства на приобретение поместья семьи скульпторов Петиных. Хочется верить, что в скором времени на культурной карте Оренбурга появится уникальный музей.

Прямая речь

Юрий Комлев, директор Оренбургского музея изобразительных искусств:

— Выставка посвящена Гавриилу Алексеевичу Петину. Но это повод сказать и о его дочери — Надежде Гавриловне, чьими скульптурами украшены наши центральные улицы. И она, и её отец внесли большой вклад в развитие и становление оренбургской культуры. Можно устраивать экскурсии по местам, которые связаны с семьёй Петиных. Гавриил Алексеевич, проживший до обидного мало, может быть, сегодня не столь известен в масштабах России, но мы знаем, насколько это был одарённый человек. Об этом можно судить по его работам, представленным в музейном зале.

Лидия Медведева, искусствовед:

— Готовя экспозицию, мы опасались, как примут её нынешние зрители, как мы сами взглянем на эти работы. Ведь столько лет прошло с того времени, когда они создавались. Но опасения были напрасными. Выставка получилась. В ней присутствует и строгость, и внутренняя теплота, что было свойственно этому художнику. Жизнь Гавриила Петина сродни легенде. Откуда у парнишки, родившегося в многодетной семье, взялось это желание стать скульптором, почти невозможное? Но он его осуществил. За короткий срок – 5-7 лет. Начав с нуля, стал членом профессионального Союза художников России. Разве это не человек-легенда? Я таких примеров больше не знаю. Обычно скульптор созревает медленно. Надо так много набирать. Надо так много работать. Как ему удалось? Просто природа его невероятно щедро наградила. И ещё – можно быть скульптором, делающим портреты. А памятники – это нечто иное. Памятник требует врождённого чувства большой формы. Как это будет выглядеть в большом объёме, как это будет внесено в пространство. И как мощно, как страстно мыслил художник! Широко, масштабно, динамично. Ритм линий, ритм форм – как он всё это ощущал. Взять хоть памятник «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте», который открывал Зауральную рощу. Хоть памятник Чкалову. Этот герой был очень близок скульптору. Оба были большими, могучими, цельными, страстными натурами. Крылатые люди! Посмотрите на фото. Гавриил Алексеевич стоит возле памятника Чкалову, который создали его руки, и он абсолютно счастлив. Большой красивый человек! Тут и красота физическая, и красота духовная. Очень много дала ему природа. Но и потребовала много от него.

Майя Александрова, дочь театрального художника Серафима Александрова:

— Мой отец часто приходил в мастерскую Гавриила Алексеевича. Они любили разговаривать. Он показывал ему всё, что стояло на полках у него в мастерской. Однажды Гавриил Алексеевич показал ему глиняную фигурку, сделанную Надеждой. Он сказал: «Будет она скульптором! Я дам ей полное настоящее образование». До сих пор я помню его эту убеждённость. Когда Надежда Гавриловна приехала после окончания института в Оренбург и начала здесь трудиться, отец сказал: «Вот интересно, если бы Гавриил Алексеевич был жив, как бы они вместе работали? Они такие разные, но по характеру очень похожи».

Надежда Петина, заслуженный художник России, скульптор:

— Родившись в семье малограмотных родителей, отец очень рано начал работать. А когда подрос, пошёл на стройку. И одновременно с этим сапожничал. Однажды в Оренбург приехал из Ленинграда скульптор для оформления лепных украшений официальных зданий. И молодой любознательный отец стал присматриваться к тому, что делал мастер. Пытался что-то повторить и что-то сделать своё. Мастер заметил способности отца и стал давать ему задания. Видимо, это и было толчком к его развитию. Мы в это время жили в коммунальной квартире. Приходя с работы, он ставил на стол табуретку и начинал лепить из пластилина Пушкина по газетным вырезкам. Так как отец был одарён чувством объёма, у него начали получаться портретные образы. Так появились Пушкин и Николай Островский. Отец искал общения с людьми, которые могли направить в его поисках – подсказать, покритиковать, что он очень ценил.

Из книги искусствоведа Сергея Варламова «Записки о художниках»:

«Поздно ночью он возвращался вместе с женой Марией Петровной с юбилейного торжественного заседания (оно проходило в театре музыкальной комедии). В доме оставались две их дочки – Надя (ей было 15 лет) и младшая Ида (8-9 лет). Петин заметил, что в доме было настежь открыто окно. Стремительно бросился к нему, и здесь бандит выстрелил в него, пуля попала в живот, спустя несколько часов он скончался. Бандитов интересовали петинские деньги. Перед этим он получил большую сумму за скульптурный памятник для Бузулука. Но деньги в доме он не держал. Так погиб Гавриил Алексеевич Петин в начале расцвета своего щедрого таланта. За его гробом шло всё население города».оренб

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о