Работа Ильяса Усманова. Фото автора

«Играть с людьми в формате листа»: в Оренбурге открылась выставка Ильяса Усманова

Выставка орского художника Ильяса Усманова в Выставочном зале на Володарского, 13 произвела настоящий фурор не только среди оренбургских зрителей, но и товарищей по цеху. 

Выступления оренбургских художников на вернисаже практически переросли в обсуждение экспозиции. А такое, скажем прямо, в последнее время бывает исключительно редко.

Экспозиция называется без затей – «Мой мир». Но именно это – мир художника – и является причиной столь пристального интереса к творчеству орского живописца. Мир, в который погружен Ильяс Усманов, на первый взгляд удивительно прост: место действия – родное село Кумак, персонажи – его обитатели. Но на его холстах этот незатейливый деревенский быт на фоне выжженных солнцем пейзажей удивительным образом превращается в целую вселенную. И зрители замирают, глядя в окошко, распахнутое художником в созданный им мир. И простого зрителя. И искушенного подкупает умение в простом увидеть сложное, а сложное сделать простым. Причем, используя минимум средств, достигает максимум выразительности.

Еще одно сильное качество этого художника – композиционный дар. Всего лишь яркое пятно может держать все пространство холста. Как, например, в картине «Особняк безработного пастуха», где за дырявым покосившимся забором сияет свет в окошке деревенского домика. Кстати, юмор и самоирония – тоже одно из сильных качеств Ильяса. Об этом свидетельствуют даже названия работ – «Когда коровы были большими», «Возвращение блудной коровы», «Тайная вечеря» (это о вечерней дойке буренки), «Гибель «Титаника»» (о кораблекрушении бумажного «парохода»).

На выставку привезено 130 работ. Музейные стены вместили 84. Но этого вполне достаточно, чтобы понять сколь самобытен орский живописец, как нестандартно он мыслит, как много и плодотворно он трудится.

Кстати, Ильяс Усманов не только великолепный художник. Он пишет стихи, вырезает скульптуры из дерева. А еще умеет хорошо складывать печи. В своем родном Кумаке сделал больше полусотни печей. Тоже творческая, между прочим, работа. Правда, нужда заставила. В 90-е годы не было работы. Вот и зарабатывал печками. Сначала сделал себе. Старая уж больно дымила. Двух печников вызывал, а толку ноль. Разобрал, посмотрел и сделал, как надо. Потом сложил печку соседке, потом соседу. И пошло дело. Платили продуктами. Кто даст банку соленого сала. Кто – килограмм сахара, кто лапши. Он вообще деревенскую жизнь знает изнутри. Кем только ни работал. Был помощником комбайнера, дружил с лошадьми, держал коров, огородными работами занимался, разводил гусей. И все это время не расставался с кистями и красками. Поэтому и в своем творчестве он ничего не придумывает. А берет и сюжеты, и героев из жизни, по-своему осмысливая и преломляя бытовые картинки в высокое искусство. Потому его творчество вызывает такой живой интерес не только у российских зрителей, но и у зарубежных. Работы художника из российской глубинки находятся в частных коллекциях в Германии, Франции, Швейцарии, Канады, Голландии и других странах.

Прямая речь

Вера Баширова, и.о. вице-губернатора, заместителя председателя правительства Оренбургской области по внутренней политике.

– Ильяс – замечательный художник. Творчество его знаю давно, бывала на его выставках, которые проходили еще в Орске. Но знакомы мы не были. Сегодня пришла познакомиться с ним лично. Очарована удивительной атмосферой картин, в которую погружаешься с первого взгляда. Мне нравится, что он не навязывает свою точку зрения своему зрителю, а оставляет место для того, чтобы зритель творил сам. Это удивительное умение, которое доступно не всем, а только самым талантливым.

Сергей Романенко, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области:

–Все картины в этой экспозиции написаны маслом. Но такое ощущение, что использованы различные техники. Для себя я выделил картину «Полдень». Чем дольше стоял, тем больше чувствовал звенящую жару. Хотя кроме стен практически ничего не изображено. Надо быть большим мастером, чтобы этого добиться.

Альбина Кальвина, ответственный секретарь Оренбургского отделения Союза художников России:

– Мы присутствуем при эпохальном явлении. У нас редко бывают персональные выставки художников из Орска. Хочется, чтобы Ильяс чаще выставлялся в Оренбурге. Чтобы он выпустил большой объемный альбом, в который написали бы статьи наши лучшие искусствоведы. Чтобы ему дали звание заслуженного художника России. Пусть все это получится. Потому что Ильяс Усманов очень хороший художник.

Александр Еремин, председатель Орского отделения Союза художников России:

– На протяжении многих лет мы работаем рука об руку с Ильясом: и мастерские рядом, и в Союз вступали вместе. Наблюдая за его творчеством, хочу сказать, что и в ранних, и в последних работах он не утратил жажды жизни, свежести чувств. На всех выставках, которые проходили и в России, и за рубежом Ильяс всегда был заметной фигурой. Биеннале современного изобразительного искусства «Лабиринт-2014» в Магнитогорске. Жюри единогласно признает работу Ильяса лучшей, присудив ему диплом Первой степени. Через два года вновь биеннале  в Магнитогорске. На этот раз ему вручают Золотую медаль Союза художников России «Духовность, традиции, мастерство». Ильяс — один из ведущих художников Орска. Я рад, что сегодня с его творчеством познакомятся оренбуржцы. И узнают не по отдельным работам, которые представляются на осенних и весенних вернисажах, а по объёмной экспозиции, по которой можно судить о личности и мастерстве этого живописца.

Заслуженный художник России Юрий Григорьев:

– Я видел работы Ильяса давно и не много. Но они у меня до сих пор в памяти. Нынешняя выставка  превзошла все мои ожидания. Ильяс – большой художник. Со своим сложившимся художественным мышлением. Что это значит? Все мотивы у него вроде самые обыкновенные. Будь то фигуры или пейзажи – деревенские сценки или деревенские домики. Но как это сделано! Как это организовано. Как осмысленно художником. Его мышление – это не раз и навсегда выработанный прием, который переходит из работы в работу. Его мышление живое, движущееся. Я очень рад, что в Орске кипит творческая жизнь. Я знаю, что жизнь кипит также в Оренбурге и Москве. Есть ли художественная жизнь в других местах – понятия не имею.

Антон Власенко, художник:

– Когда я пришел на выставку, подумал: ну почему у нас в Оренбурге нет такого уровня художника? В его картинах есть все, что свойственно большому художнику, прежде всего — пространство, свет. И это его очень сильные качества. Хочется чтобы его работы были в нашем Оренбургском музее. Причем, в постоянной экспозиции. Он этого заслуживает. И надо, чтобы министерство культуры выделило ему деньги на издание альбома. Это поднимет Оренбург на более высокую ступень. Такой альбом можно будет дарить любому человеку из любой части мира.

Ильяс Усманов, художник:

– Несмотря на то, что меня называют орским художником, я считаю себя оренбургским. Я окончил здесь художественное училище. Мне помогали большие оренбургские художники – Николай Ерышев, Виктор Ни, Юрий Григорьев. Они приходили к нам в училище. И мы сами ходили в Дом художника и смотрели с открытым ртом, как рисуют мастера. Невероятно благодарен Аркадию Ескину, который направил меня после училища в правильное русло. Я только срисовывал красивую природу. А он сказал: «Это далеко еще не все искусство. Есть композиция. Это интереснее». Я стал заниматься композицией. И мне это очень понравилось – играть с людьми в формате листа. И до сих пор этим занимаюсь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о