Что делать, если ваши права нарушены? Советы потребителю

Вы купили страховку, взяли кредит или вложили деньги в ценные бумаги, но результатом расстроены? Платежи по кредиту оказались выше обещанных, страховку не выплачивают, инвестиции принесли убытки… Куда жаловаться? Как оформить обращение? Разбираемся вместе.

Жизнь современного человека невозможно себе представить без финансовых услуг: мы пользуемся банковскими кредитами и вкладами, получаем займы и переводим денежные средства, страхуем свою жизнь, автомобили и недвижимость, инвестируем сбережения. Виды финансовых услуг и способы их предоставления динамично развиваются, и это может приводить к возникновению различных спорных ситуаций между потребителем и поставщиком данных услуг.

Куда обращаться?

Если вы считаете, что финансовая организация нарушила ваши права, обращайтесь в Банк России. Жалобу можно направить через электронную форму в разделе Интернет-приемная на сайте Банка России, а также по почте (адреса и телефоны есть на сайте). Регулятор рассматривает каждое поступившее от граждан обращение и проводит все необходимые мероприятия для эффективной защиты прав и интересов как граждан, так и организаций. Этим занимается Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

В Банк России можно пожаловаться на банки, бюро кредитных историй, страховые компании, микрофинасовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды. Обращения можно направлять также на негосударственные пенсионные фонды, брокеров, дилеров, биржи, регистраторов, депозитарии, то есть всех тех, за кем надзирает Центральный банк. При этом важно помнить, что Банк России встанет на вашу защиту, если финансовая организация лицензирована или зарегистрирована регулятором. Списки компаний с действующими лицензиями и государственные реестры опубликованы на официальном сайте Банка России. Если вы пострадали от действий нелегальных организаций, обращайтесь в правоохранительные органы.

Что делать в случае типичных проблем, например, если у банка отозвали лицензию или страховая компания отказывается оформлять полис, можно узнать на странице интернет-приемной на сайте Банка России. Посмотрите ответы на часто задаваемые вопросы, и, возможно, вам даже не придется направлять жалобу. Большой объем информации можно почерпнуть также на информационно-просветительском ресурсе «Финансовая культура» (Fincult.info), созданном Банком России специально для повышения финансовой грамотности граждан.

Стандартный срок рассмотрения обращения30 дней с момента его регистрации. Иногда, если нужно запросить документы у финансовой организации, срок может увеличиться до 60 дней. В то же время на некоторые типичные вопросы Банк России отвечает очень оперативно, в течение нескольких часов.

Если подтвердится, что организация нарушила ваши права, компании может быть направлено предписание, наложен штраф или применены другие меры. Вы получите отчет о том, что сделано, и рекомендации, что делать дальше.

Как оформить обращение?

Как оформить обращение? Советы дает Александр Стахнюк, управляющий Отделением по Оренбургской области Банка России:

– Главное – пишите в свободной форме и как можно подробнее. Чем больше деталей вы сообщите, тем быстрее Банк России сможет вам помочь. Сформулируйте цель вашего обращения: какого результата вы хотите достичь?

Постарайтесь максимально четко и последовательно изложить суть проблемы, сохраняя хронологию событий: укажите все значимые даты, события и имена сотрудников организации, с которыми вы взаимодействовали.

Полностью укажите реквизиты финансовой организации: название, ИНН, ОГРН, юридический адрес, номер лицензии, – все это написано в вашем договоре с финансовой организацией. Предоставьте данные, которые могут относиться к содержанию жалобы: номер договора и дату его заключения, номер страхового полиса и реквизиты водительского удостоверения – в жалобе по вопросам автострахования, номер СНИЛС – в жалобе на пенсионный фонд и т.д.

К обращению можно приложить копии переписки с организацией или ее представителями, копии любых других документов и материалов, подтверждающих обоснованность жалобы, включая распечатанные копии страниц в интернете.

Обязательно оставьте ваши контактные данные с указанием не только телефона, но и почтового адреса или адреса электронной почты, на который хотите получить ответ. Если вы планируете подавать обращение на бумаге, а не в электронном виде, ее необходимо заверить личной подписью.

Даже если вы сомневаетесь в своей правоте, все равно пишите обращения! Так вы поможете и другим людям. Жалобы помогают Банку России обнаруживать проблемные зоны в отношениях финансовых организаций с клиентами и совершенствовать регулирование финансового рынка. Постоянный анализ различных данных, полученных из жалоб и обращений, является базой для поведенческого надзора, который призван прежде всего повысить удовлетворенность потребителя финансового сектора.

Справка

В 2018 году в Банк России поступило 3220 обращений от жителей Оренбургской области. Из них 1582 обращения касаются деятельности банков. При этом наиболее проблемными остаются вопросы потребительского кредитования (804 обращения, или около 50% от всех жалоб на банки). Чаще всего обращения были связаны с трудностями при погашении задолженности (205), также оренбуржцы жаловались на навязывание дополнительных услуг при оформлении потребительского кредита (170). 216 жалоб касались ипотечного кредитования, 88 – проблем с банковскими картами, 81 – вопросов вкладов, 69 – кредитных историй.

На некредитные финансовые организации потребители региона направили 1557 жалоб. Более 1,2 тысячи – обращения в отношении субъектов страхового дела, среди которых около 90% – по вопросам ОСАГО. При этом чаще всего потребители жаловались на неправильное присвоение коэффициента бонус-малус (632 обращения). На втором месте – обращения, связанные с получением электронного полиса ОСАГО (333). 40 жалоб зарегистрировано на навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного автострахования.

251 обращение касалось деятельности микрофинансовых институтов, в том числе 226 – микрофинансовых организаций, 16 – кредитных потребительских кооперативов, 9 – ломбардов. Кроме того, поступило 49 обращений в отношении субъектов коллективных инвестиций, 21 – на участников корпоративных отношений, 12 – на субъекты рынка ценных бумаг.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о