Выставка Виктора Ни. Фото автора

Палитра Виктора Ни: в Оренбурге продолжается выставка знаменитого художника

В эти дни 59 лет назад было принято решение о создании в Оренбурге музея изобразительных искусств. Выставка Виктора Ни, одного из самых ярких живописцев Оренбурга XX века, посвященная 85-летию со дня рождения художника, открывшаяся 15 марта на Каширина, 29, стала подарком и музею, и ценителям искусства.

Он умер в 45 лет. Всего лишь 15 из них был профессиональным живописцем. До обидного мало! Но в искусстве важнее не сколько, а как. Поэтому 15 лет растянулись на долгую-долгую жизнь в искусстве. За эти полтора десятилетия Виктор Ни стал известным российским художником — его левкасы украшают Третьяковскую галерею и Русский музей.

В «Интернационале» — гимне коммунистической партии — есть такие слова: «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и не герой». Художники-острословы подшучивали над своим товарищем, переделывая «Интернационал»: «Ни — бог, Ни — царь и Ни — герой». Видимо, для того, чтобы Виктор Ни, окрыленный успехом, не слишком заносился. Но прошло время, и шутка забыта. А если и не забыта, то нет в ней теперь той иронии. Для многих поколений художников он теперь и бог, и царь, и герой. Потому что сегодня Виктор Ни – одно из звездных имен в искусстве 1960-1970-х годов. И не только Оренбурга. Его по праву считают классиком XX века.

По мнению искусствоведов, он вошел в историю живописи как мастер левкаса – старинной иконописной техники, которую возродил его учитель Дмитрий Жилинский в Суриковском институте. Одним из первых на Урале Виктор Ни занялся левкасом. Это строгая техника, требующая большой дисциплинированности, потому что исправление там практически невозможно. Для такого энергичного и темпераментного художника, наверное, было очень сложно подчинить себя этой технике. Но он это сделал. Потому что неуемная энергия, трудоспособность, сила характера оказались вторым его талантом.

И эта техника, конечно же, была выбрана художником не случайно. Левкасная живопись делает изображение более отстраненным, наполняя образ идеальным началом. И это дает основание говорить о редкостном качестве Виктора Ни – возрожденческом отношении к человеку. Ведь даже в сюжетно-тематических картинах о трудовых буднях прядильщиц, комбайнеров или тепловозоремонтников видится мастер, решающий сложные творческие задачи – живописные, композиционные, пластические.

Многие из его произведений, а точнее – полсотни, ныне находятся в запасниках Оренбургского музея изобразительных искусств. Помимо левкасов в музейной коллекции хранятся и живописные работы – пейзажи, портреты, в которых раскрывается совсем иная грань таланта художника – лиризм, тонкое чувство цвета. Помимо музейных работ в экспозицию вошли и картины из частных коллекций. В том числе этюды, которые представляют собой вполне законченные произведения.

Выставка, напоминающая о художнике, прожившем короткую, но яркую жизнь, стала событием в культурной жизни Оренбурга. О том, чтобы юбилейную экспозицию своего соотечественника увидели в Москве, хлопочет Галина Ким, возглавляющая региональное отделение Общероссийского объединения российских корейцев. А также о том, чтобы имя Виктора Ни было занесено в энциклопедию российских корейцев. Виктор Ни говорил: «Я хочу прославить свою нацию». И действительно многое сделал для этого.

Прямая речь

Татьяна Орлова, искусствовед:

– Мне кажется, одно из главных определяющих слов для этой выставки, для творчества Виктора Ни — гармония. Она во всем: в цветовой палитре, в четком ритме его работ, в тончайших оттенках его живописи, в сочетании человека и природы. Он не мыслил человека вне природы! Светлый, радостный мир работ Виктора Ни наполняет нас ощущением счастья жизни на земле. Для него были важны и тема труда, и тема природы, и женские портреты. Как удивительно красивы его левкасы! По своему линейному ритму, по чистоте цветовых созвучий, по гармоничной композиции. Помимо всего этого, он проявил себя в левкасах как очень глубокий, серьёзный художник, который эту технику использовал для того, чтобы будничные, обычные, повседневные темы приподнять над действительностью. У него они становятся вневременными, набирая глубину и смысл. На этой выставке Виктор Трофимович предстает удивительно многогранным мастером. От первой до последней работы. Одна из ранних – «Портрет летчиков», и рядом маленький эскиз к картине «Хлеб», последней задуманной им работе, которую он не успел осуществить.

Виталий Зимаков, начальник управления культуры, искусства и образовательной политики министерства культуры и внешних связей Оренбургской области:

– Когда приходишь на такие выставки, испытываешь чувство глубокого сожаления. Подобные экспозиции должны появляться не раз в пять лет по юбилеям. Люди должны видеть их всегда. Очень жаль, что в городе не хватает для этого выставочных площадей. Есть художники замечательные. А есть художники уровня звезд. В данном случае это действительно так, без преувеличения. Жизнь Виктора Ни — короткая, яркая, как падение звезды, оставила мощный след в истории живописного искусства Оренбургской области.

Юрий Григорьев, заслуженный художник России:

– У меня в руках палитра Виктора Ни. Она у него была единственная. Он с ней ездил в Крым, писал свой гурзуфский цикл и другие места. Мы с Юрием Рысухиным решили, что она должна быть в музее. Я придаю большое значение палитре художников. Посмотришь на нее, и сразу видно, какой мастер. Работники Пушкинского музея, когда делали выставку Матисса, включили в экспозицию его палитры. На выставке Леже тоже, кроме работ, присутствовала палитра. Ну до чего интересно! Это не просто фанерка, на которую художник выдавливает краски. Это его автопортрет. Вот у Леже, например, очень интересная палитра была. Он не такой живописец, как Матисс. Черный фон нарисовал и какие-то зоны закрасил красным, желтым, зеленым. И у него на палитре из этих красок образовались стаканчики, в которые он добавлял краску, мешал колер и красил. Что касается палитры Виктора Ни, я думаю, всем понятно – это живописец с большой буквы. Но судьба сложилась так, что известным он стал на левкасах. Если бы Бог дал ему жить дольше, он вырулил бы все-таки на живопись.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о