Культура Оренбурга

Корова с зонтиком, танцующий Пушкин и другие

Если вы никогда не видели коровы с зонтиком, то мне вас жаль. Восхитительное зрелище! Очень рекомендую сходить в Оренбургский музей изобразительных искусств на выставку наивной художницы Ларисы Нестеровой.

 Да-да, художники, как и некоторые люди, тоже бывают наивными. Эта бесхитростность и простодушие и помогают им очень важное и значительное изображать ясно и просто, не ограничивая при этом полёт своей фантазии. «Каждый пишет, как он дышит»… Лариса Нестерова дышит взволнованно, потому что умеет разглядеть необычное в обыденном и поведать об этом миру ярко и образно. Так появляется корова с зонтиком в венке из цветов. Или маленькая лошадка на фоне гигантских цветов и трав. Почему именно в такой пропорции? Да чтобы было красиво и необычно, как в сказке.

Есть у неё и непридуманные сюжеты – виды кувандыкских гор, например. Или живописные развалины древнего Херсонеса, которые она рисовала, сидя с горящим взором среди античных руин. Видит Лариса красоту и в обычной деревенской жизни. Рисуя с натуры обитателей большого хозяйства своей сестры, она наделяет их существование особым смыслом. Главный персонаж в этом беспокойном хозяйстве совсем не хозяйка, а петух. Он встаёт в половине пятого. И будит всех своим ку-ку-ре-ку – собак, кошек, коров, кроликов, людей. И начинается круговерть. И не утихает до тех пор, пока он не усядется на насест. Созерцанием обычного хлева, вызвавшего ассоциацию с  яслями, в которых родился Иисус Христос, навеян ей сюжет картины «Вифлеемская звезда».

Специалисты любят поговорить о том, что может быть предметом искусства. Да что угодно, считает Лариса. Кошки, например, которые повсюду вокруг нас. Или белоснежная ротонда за музейным окном в Александровском скверике. Или снежинки. Что хочешь, то и рисуй. Что она и делает, абсолютно свободная в своих творческих проявлениях. Поэтому у неё в экспозиции соседствуют портрет бабушки и королевы Марго. А как вам такой натюрморт – соломенная шляпка на столе, диковинная раковина и тыква на полу? Даже не пытайтесь угадать! А картина называется очень просто – «Золушка вернулась с моря». По сути, рассказ о женской судьбе.

«Корова с зонтиком»
«Корова с зонтиком»

Во всём надо находить красоту, считает она. Но сама она видит не только красоту, а вообще видит чуть больше других. Когда строили храм при больнице имени Пирогова, она всё ждала, когда будут водружать купол. Однажды пришла и застала этот момент. Башенный кран поднял золочёный купол. И увенчал им церковные стены. И в этот момент появился необыкновенный «всплеск» солнца. Показалось, будто ангел прилетел. И этот «всплеск», и этот ангел теперь живут на её картине.

Казалось бы, ничего в жизни, кроме музыкальной школы в детстве не подводило ее к занятиям искусством. Профессию выбрала весьма далёкую от творчества. Окончив сначала Московский приборостроительный техникум, а потом Московский политехнический институт, более 20 лет работала инженером-электриком. Но 25 лет назад вдруг взяла красные, зелёные, голубые краски и начала рисовать сказочные сюжеты. Хотелось привнести в жизнь немного чуда и красоты.

Любимая тема – Аксаково и его обитатели. Фамильные портреты Аксаковых, маленький Серёжа с мамой в цветущем саду. Идиллия старинной усадьбы, в которой вырос классик русской литературы. В этом же ряду – картины, навеянные сказкой «Аленький цветочек». Ими заполнена вся центральная стена самого большого из четырёх залов музея.

Ещё одна волнующая Ларису тема – Пушкин. Один из залов посвящён поэту и его произведениям – «У Лукоморья дуб зелёный», «Три девицы под окном». Есть в её пушкиниане и такой сюжет – «Танцующий Пушкин». Он же был из аристократической семьи и участвовал в балах, красиво танцевал, считает художник. Давая волю безграничному воображению, она наполняет работы и глубоким философским смыслом, как, например, вот эту под названием «Вожатый». Если помните, так называется глава в «Капитанской дочке», когда заблудившимся в буранной степи Петруше Гринёву и Савельичу из снежной замяти является Емельян Пугачёв.

— Очень люблю «Капитанскую дочку». С третьего класса. Повесть произвела такое громадное впечатление, что написала картину. В повествовании Емельян Пугачёв обещает сбившихся с пути вывести на «твёрдую землю». На картине же – вожатый идёт сквозь буран к своей цели, а карета едет в другом направлении. Им не по пути.

 

Прямая речь

Искусствовед Лидия Медведева:

— В современном постмодернистском искусстве, жестко рациональном, расчетливом, сугубо интеллектуальном или таковым притворяющимся, нет места мечтам и поэтическим грезам, бескорыстной доброте и любви. Только в работах наивных художников все это обретает жизнь, напрямую обращаясь к сердцам зрителей. Потому и не иссякает их поток на выставки наивных художников, не уходит интерес к их творчеству. Эти авторы не имеют художественного образования, у них разные профессии, но именно искусство позволяет им обрести себя настоящего, раскрыть от Бога данный талант. Улыбкой повторяющегося чуда согрето творчество Ларисы Нестеровой, человека невероятной энергии и страстного любопытства ко всему, что окружает. Но видит она мир по-своему и то, что возникает в ее голове, душе, облекает в зримые формы, оживающие в ее живописи, рисунках, рукоделии.

 

Наталия Веркашанцева

Фото автора

 

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о