А сколько времени ваши дети проводят с гаджетами?

Гаджеты: зло или инструмент для развития?

В век цифровых технологий кажется вполне логичным, что чем раньше ребенок овладеет умной электроникой, тем он быстрее адаптируется в современном мире. Но чрезмерное использование технических новинок принесет больше вреда, чем пользы. Давайте разберем основные «за» и «против» и попытаемся найти золотую середину.

Если двадцать лет назад поводом для родительской гордости чаще становилось то, как быстро ребенок осваивает навыки, полезные для жизни, например мытье посуды, уборку в доме, помощь старшим на дачном участке, то сейчас сплошь и рядом – умиление тем, как годовалый малыш ловко управляется с планшетом или телефоном. И это, в принципе, нормально. Такова жизнь. Сейчас мы не представляем ее без техники и умных гаджетов. Они значительно облегчают нам выполнение ежедневных задач. Причем от пользовательской ловкости часто зависит и наш успех. Поэтому родители полагают: чем раньше их отпрыск поймет, как работает техника и какие возможности она открывает, тем проще ему будет. Справедливо? Да. Но вместе с тем это лишь одна из сторон медали.

– Чем ребенок быстрее овладеет гаджетами, тем лучше для него, чтобы он имел возможности адаптироваться в современной реальности, – говорит Александра Чупина, начальник отдела дополнительного образования и воспитания. – Но не стоит забывать и золотое правило: все хорошо в меру. Обязанность родителей – следить за тем, сколько времени их дети проводят за компьютером, в планшете или телефоне.

Родители должны контролировать время «общения» ребенка с электроникой, постепенно приучая его к соблюдению графика. Руководствоваться при этом нужно принципом: меньше – можно, больше – нельзя. Но вот только единого совета, как это сделать правильно и ненавязчиво, наверное, не существует. Дети разные, и подход к каждому из них должен быть индивидуальным.

Когда и сколько можно?

Американская академия педиатров в течение нескольких лет проводила исследования влияния гаджетов на детей разного возраста. Ученые-медики сделали вывод: до достижения ребенком двухлетнего возраста его общение с технологиями должно быть минимальным, от 3 до 5 лет занятиям с гаджетами можно посвятить один час в день, с 6 до 18 лет с электроникой можно проводить всего до двух часов.

Легко для понимания, но сложно для выполнения – скажете вы. И будете правы. Ведь нужно учитывать то, что без техники даже домашнее задание сегодня сделать сложно. А помимо этого у ребенка еще есть и свои интересы, которые также связаны с телефонами и компьютерами.

Мнения специалистов

Интересную точку зрения насчет влияния гаджетов на нервную систему ребенка как-то высказал Евгений Комаровский, знаменитый детский доктор, кандидат медицинских наук:

– Универсального влияния нет. Одних гаджеты учат, других тупят, третьих изолируют от реального мира. Важно, чтобы окружающие взрослые вовремя уловили грань, за которой ребенок теряет разницу между реальной и виртуальной действительностью. Потеряна разница? Значит, все, от виртуального мира надо на время изолировать.

А вот Геннадий Онищенко, бывший главный государственный санитарный врач России, считает, что смартфоны помогают, например, первоклашкам быстрее адаптироваться к школе и избегать стресса первых учебных дней, так как дети имеют возможность в сложные моменты позвонить родителям. Вместе с тем Геннадий Онищенко напоминает, что в стране действуют санитарные правила, по которым школьникам рекомендуется пользоваться, к примеру, смартфонами не более 45 минут в день.

По мнению бывшего главного санитарного врача, основное внимание нужно уделять яркости экрана, четкости, контрастности, шрифтам и размерам букв.

– Но в принципе – за этим будущее. Никуда мы от этого не уйдем и рекомендовать, что пользоваться гаджетами детям не надо, тоже смысла нет, – добавил он.

А вот Владимир Нероев, главный внештатный офтальмолог Минздрава России, отмечает, что за время учебы у многих школьников ухудшается зрение. Тому виной неправильное использование детьми электронных устройств.

– Если сегодня у 5% первоклассников обнаруживается близорукость, то к 10-11-му классу до 25-30% школьников страдают нарушением зрения. Это либо близорукость, либо астигматизм, либо дальнозоркость, – сказал он РИА Новости.

Ухудшение зрения происходит из-за длительной зрительной нагрузки, при которой развивается утомляемость всех мышц глаза, отметил Нероев. Кроме того, часто экран компьютера или ноутбука расположен или очень далеко, или очень близко. Это в сочетании с неправильным освещением дает большую нагрузку на глаза, уверен специалист. По мнению Владимира Нероева, в начальных классах электронные книги, к примеру, можно использовать не более 15 минут в день, а в старших – не более двух часов.
Кстати, о зрении и гаджетах говорит и Евгений Комаровский, и у него на этот счет такие рекомендации:

– Детям положены два часа экранного времени в сутки. Не больше. Причем на все: телефон + телевизор + планшет + компьютер. Это – на здоровье детям от 2 до 14 лет. Больше – не на здоровье, – уверяет доктор.

Доктора советуют

Чтобы руки не уставали. Нужно делать перерывы в работе каждые полчаса. Полезна простейшая гимнастика: встряхнуть руки, сжимать кулаки и разжимать, можно использовать эспандер. Враги человека с гаджетом – монотонность и задействование одних и тех же мышц. Пусть движения будут разнообразными, но не нужно забывать чередовать их с отдыхом.

Бережем глаза. Избежать перенапряжения помогут очки с защитными линзами и гимнастика для глаз. В идеале каждые 40 минут нужно делать перерыв, чтобы отдохнуть. Рекомендуется отвести взгляд от экрана, несколько раз поморгать, сфокусироваться на предметах, расположенных вдалеке.

Внимание – позвоночнику. Размеры компьютерного стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Лучше всего подойдет регулируемая по высоте парта-трансформер и растущий эргономичный стул. Такая мебель – гарант правильной посадки и правильного развития осанки ребенка. Рекомендуемое врачами расстояние от глаз до монитора: 50-60 см. Экран должен быть расположен под углом 20-30 градусов по отношению к центру дисплея, то есть взгляд должен падать немного сверху вниз.

Контроль на линии. Ребенка в Сети обязательно нужно контролировать – практически в один голос утверждают педагоги. И дело здесь не в недоверии, а в безопасности. Контент интернета содержит много ловушек для неподготовленной детской психики. Террор, пытки, войны, насилие – совсем не то, что должен видеть несовешеннолетний. Хочется, чтобы с негативной информацией он столкнулся как можно позже, ведь полностью оградиться от нее невозможно. Контекст, в котором такая информация преподносится, также может быть разным. Поэтому важно, чтобы ребенок мог различить, что правильно, что нет, чему стоит верить, а в чем сомневаться.

– Для того чтобы оградить ребенка от нежелательного контента, можно установить на гаджет специальную программу с фильтрами – и этим советом никого не удивишь. Но хоть знают о возможности многие, используют ее единицы, – отмечает Александра Чупина. – Тому могут быть разные причины: высокая занятость, недостаточная техническая подкованность либо же банальное нежелание заниматься данными вопросами.

Конечно, можно обойтись и без специальных программ и ограничиться только просмотром пользовательской истории в интернете, чтобы понять, по каким просторам «серфил» ребенок. Но это работает лишь с маленькими детьми, которые еще не умеют удалять нежелательную для родителей информацию. Подростки же в компьютерах и другой технике разбираются куда лучше большинства взрослых, поэтому и важно как можно раньше привить ребенку нормы правильного поведения в интернете, объяснить ему, что хорошо, что плохо, а что – рано.

Гаджеты: Исключить их совсем – все равно что запретить ребенку прогрессивно развиваться. К тому же этим можно вызвать лишь ожесточение у своего чада.

Не ограничить, а перенаправить

Полностью изолировать детей от гаджетов невозможно, да и не нужно. Лучше постараться перенаправить их внимание. Сейчас есть много полезных развивающих сайтов, при помощи которых дети могут получить нужную и интересную информацию, которая может их не только учить и развивать, но еще и воспитывать. Кроме того, преподносится эта информация часто в игровой форме. Даже от современных интернет-олимпиад дети бывают в восторге.

– Информация вся доступна, любой родитель может зайти в интернет, в поисковике забить «развивающий сайт» или «сайт, который поможет развить у ребенка логическое мышление», и на ваш запрос предложат десятки, а то и сотни вариантов, – говорит Александра Чупина. – Кроме того, не стоит забывать, что учителя тоже идут в ногу со временем и являются активными пользователями интернет-ресурсов. Особенно образовательных и развивающих. Так что за советом, какой сайт предложить ребенку для обучения, можно обратиться к педагогу. Он подскажет, какими ресурсами пользуется сам, где можно найти интересные развивающие задания для ребенка, поучаствовать в интересной предметной или творческой олимпиаде и получить не только новые знания, но и заслуженную награду за хорошо усвоенные.

Воспитывать… самая трудная вещь

Чтобы ребенок не перезанимался, пассивная деятельность обязательно должна сменяться активной: после сидения за компьютером можно включить музыку, потанцевать, сделать разминку или пойти прогуляться. А родителям нужно оторваться от компьютеров и телефонов и побольше уделять внимания своим детям: вместе с ними гулять, рисовать, делать поделки, общаться, ходить в гости, театры и кино. Опыт общения ребенка и родителя бесценен, его ничем не заменишь.

– Ребенок, если его с детства правильно воспитывать и заниматься с ним, никогда не променяет живое общение с мамой, с папой или друзьями на компьютерную игру, – уверена Александра Чупина. – Родителям, которые хотят, чтобы их дети были любознательными, общительными, с широким кругозором, увлеченными интересным делом, обязательно нужно как можно больше с ними разговаривать, уметь их слушать, постараться найти для них полезное увлечение: спортивную секцию, творческий или интеллектуальный кружок… Есть такая закономерность: чем больше свободного времени у ребенка, тем больше он будет находиться в телефоне, в компьютере или где-то еще. Еще Лермонтов говорил: «Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну все, теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается».

Так что, воспитывая детей, чаще смотрите им в глаза, дарите им тепло, старайтесь их поддержать в любых жизненных ситуациях и учите верить в себя. Важно, чтобы ребенок понимал: его любят таким, какой он есть.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о