Водонапорная башня. Фото Ивана Мышелова

50 жемчужин Оренбурга: водонапорная башня Рянгина

На самом высоком месте города Оренбурга, на пересечении проспекта Победы и улицы Рыбаковской, высится мощная круглая башня впечатляющей архитектуры. Фасады башни украшены романскими и готическими архитектурными формами, напоминающими крепостные сооружения далекого Средневековья. Это водонапорная башня, памятник советской промышленной архитектуры 1920-х годов. Построено сооружение по проекту оренбургского зодчего Рянгина.

Из истории

Рянгин Иван Васильевич (1895-1940) – талантливый архитектор, окончил в 1917 году архитектурное отделение Академии художеств в Петрограде. Из Оренбургской биографической энциклопедии (редактор-составитель Л.Н. Большаков) известно, что в годы Гражданской войны в 1918 году Иван Рянгин был направлен в Оренбург, где работал на железной дороге в службе пути. С 1923 года служил на должности губернского архитектора. В 1926 году стал губернским инженером, что в те времена было более высокой должностью. Иван Рянгин был автором пьедестала и всего архитектурного решения памятника Ленину, поставленного в 1925 году в сквере на улице Советской (скульптор В.В. Козлов).

В 1926 году архитектор-художник И.В. Рянгин разработал «План города Оренбурга с указанием его будущего расширения». Это был первый Генеральный план Оренбурга, составленный в советское время. Там давался градостроительный, научный и экономический прогноз расширения и развития города на 50 лет вперед, до 1976 года. К этому году в Оренбурге прогнозировалось увеличение населения до 500 тысяч человек, что удивительным образом оправдалось. В Генплане Оренбурга около 40 процентов территории должны были занимать зелёные насаждения (что категорически не подтвердилось). При этом планировочная структура города была достаточно компактной и удобной с точки зрения связей между разными районами. Свою концепцию перспективного развития города архитектор Рянгин изложил в статье «Оренбург будущего», напечатанной в журнале «Советская Киргизия». Почему Киргизия? – могут спросить сейчас. Дело в том, что в 1920-1925 годах Оренбург неожиданно стал столицей вновь образованной Киргизской АССР (ныне — Республика Казахстан). В то время более высокий республиканский статус Оренбурга и более высокие зарплаты привлекали в наш город талантливых людей со всей страны.

В 1920-е годы И.В. Рянгин руководил реконструкцией и расширением оренбургского Водоканала. По его проекту в 1926 году на берегу Урала, на территории, присоединенной к Водоканалу, построен новый производственный корпус — здание фильтровальной станции. Оно сохранилось до наших дней и прекрасно работает. Для Здания фильтров пришлось снести огромный корпус бывших Александровских казарм, возведённых в ХIХ веке между Преображенским полубастионом и Успенским бастионом Оренбургской крепости. В 1928 году по проекту И.В. Рянгина возведена водонапорная башня, сохранившаяся до наших дней как памятник советской промышленной архитектуры.

Водонапорная башня располагается на пересечении современных улиц Рыбаковской, Маршала Жукова и проспекта Победы. Представляет собой огромное техническое сооружение, внутри которого когда-то был помещён колоссальный бак, наполняемый водой. Чем выше высота основания бака, тем больше напор в водопроводной сети. И никаких насосов и затрат энергии. Долгое время водонапорная башня исправно снабжала город чистой питьевой водой. После модернизации системы водоснабжения башня перестала выполнять свою первоначальную функцию и её помещения стали огромной мастерской для художников-оформителей из Оренбургского отделения Художественного фонда РСФСР. Здесь писались портреты вождей, идеологически выдержанные плакаты, живописные панно, прославляющие советский социалистический строй.

В «лихие» 1990-е годы художников из башни погнали, а здание было передано в Оренбургский государственный университет под студенческий клуб. По такому случаю с северо-восточного фасада пристроена металлическая эвакуационная лестница самого неэстетичного вида. По разным причинам бывшая водонапорная башня студенческим клубом так и не стала, а вот эвакуационная лестница сохранилась.

До сих пор городские власти не могут найти достойного функционального использования для водонапорной башни. Новая функция памятника архитектуры должна быть для него посильной – не требующей неоправданных перестроек, надстроек, пристроек и прочего. Содержание и использование башни должно гарантировать её полную сохранность и возможность экспонирования всего исторически и художественно ценного.

Пока же в цокольном этаже водонапорной башни располагается пивной бар, алкогольный маркет и другие заведения, не вполне уместные для уникального произведения архитектуры. Огромные помещения вышележащих этажей пустуют.

Архитектура памятника

До революции 1917 года почему-то считалось, что промышленное сооружение должно быть похоже на крепость или средневековый замок. Такая была тогда архитектурная мода. В 1920-е годы мода изменилась и в нашей стране наступил период расцвета блистательного советского конструктивизма и великолепного «русского авангарда». Но архитектор И.В. Рянгин не стал следовать моде и построил водонапорную башню в Оренбурге так, как его учили в Академии художеств, — в старых добрых традициях промышленного зодчества конца ХIХ века.

Композиция водонапорной башни основана на взаимодействии трех цилиндров: нижнего объёма цокольного этажа, несколько меньшего по диаметру объёма 1-го этажа и огромного нависающего верхнего объёма 2-го и 3-го этажей. Это опасное нависание верхнего объема придаёт композиции башни динамическую выразительность.

Здание покоится на мощном цоколе и выступающем цокольном этаже с небольшими арочными окнами. Фасады вышележащих этажей украшены романскими и готическими архитектурными формами, напоминающими храмы или крепостные сооружения далёкого Средневековья. Первый, самый высокий этаж декорирован массивными лопатками. Подобно старинным храмам, стены 1-го этажа башни прорезаны высокими готическими окнами со стрельчатыми арками (не хватает только цветных витражей). Наверху эти арки дополнены массивными наличниками в виде крупных рустов. Широкий пояс нависающего верхнего объема поддерживают крупные, часто расположенные кронштейны. Выше пояса размещены полуциркульные арочные окна 2-го этажа, обрамлённые сверху арочными наличниками. Стены башни завершаются своеобразной аркадой из множества часто поставленных арочных окон 3-го этажа.

Стены башни переходят в крупный венчающий карниз. Крыша башни выполнена в виде пологого конуса с металлической кровлей и чердачными окнами. Вершина конуса не имеет достойного архитектурного завершения – это один из небольших недостатков композиции башни.

Колористическое решение оренбургской водонапорной башни выстроено на сочетании фона из красного кирпича и архитектурных деталей из светлой штукатурки под природный камень. Наружная отделка башни отличается очень высоким качеством.

Памятники архитектуры иногда персонифицируют, то есть дают им человеческие названия. В Таллине есть сохранившиеся крепостные башни, которые горожане любовно называют Длинный Герман и Толстая Маргарита. В Москве давно снесли Сухареву башню, но память о ней жива до сих пор. В московском Кремле есть Беклемишевская и Кутафья башни. Последняя особенно знаменита. Когда в 1812 году Наполеон торжественно входил в Кремль, вдруг раздались выстрелы. Спрятавшиеся в Кутафьей башне смельчаки попытались убить французского императора. Эти герои вошли в историю как «защитники Кутафьей башни». В советское время так стали называть особенно ревностных защитников культурного наследия.

В Оренбурге есть водонапорная башня. От этого названия «мухи дохнут». Как сказал бы Остап Бендер, «скучно, девушки!». То ли дело – «Башня Рянгина»! Это было бы великолепно, это звучит гордо!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о