Несмотря на то, что столбик термометра опустился ниже 20 градусов, костюмированный литературный вечер в стенах музея истории Оренбурга собрал аншлаг.
Пушечные ядра падали во двор
Нет, в спектакле не было ни одной звезды и даже ни одного профессионального артиста. В представлении были заняты исключительно научные сотрудники музея. Постановка с экскурсами в историю была посвящена 220-летию со дня рождения Александра Пушкина и 250-летию Ивана Крылова, которые были связаны с нашим городом. Пушкин приезжал сюда собирать материал для своих будущих произведений, а Крылов, находившийся в осаждённом Оренбурге, был свидетелем событий Пугачевского восстания. Рассказ Ивана Андреевича послужил для Александра Сергеевича ценнейшим источником информации о тех событиях.
«Судьба моя и моей семьи тесно переплетена с Оренбургом, – вспоминал баснописец. – Мой отец дослужился до чина капитана. И дали ему землю в Оренбургской губернии. Туда всей семьёй и отправились. Поселились в Яицком городке (ныне Уральск – Н.В.). Как раз в том самом месте, где и началось восстание Пугачёва. Отец нас для безопасности отправил в Оренбург. Мне было тогда года четыре, я мало что помню. Но иногда в памяти просачиваются некоторые моменты. Приехали в Оренбург, увидели страшную суматоху. Пугачёв вплотную подошёл к крепостным стенам. Никто не мог ни войти, ни выйти из города. Было нам с маменькой голодно, холодно. Да и весь Оренбург тогда голодал. Ядра постоянно свистели над головами. Несколько даже с грохотом падали во двор».
Когда война закончилась, глава семьи увёз жену с сыном обратно в Яицкий городок. У мальчишек той поры было заведено играть в «пугачёвщину», разделяясь на команду городовых и бунтовщиков. Ваня Крылов, конечно же, был предводителем «городовых». Дрались, что есть мочи. Однажды чуть было не вздёрнули на виселице товарища по играм. Спасибо, взрослые увидели.

Отец будущего баснописца Андрей Прохорович так отважно оборонял Яицкий городок, что Пугачёв был намерен повесить и самого капитана, и его супругу и его отпрыска.
Эти факты взяты Пушкиным для создания образа капитана Миронова в «Капитанской дочке». Он использовал и многие бытовые детали оренбургских воспоминаний Крылова в своих произведениях.
Мораль сей басни такова…
Лишения, выпавшие на детские годы, не помешали Ивану Крылову стать самым известным баснописцем в истории русской литературы. За всю свою долгую жизнь он написал более 230 басен, отражающих нравы, традиции и дух русского народа. Одна из них – «Квартет» тут же и была инсценирована добровольцами из публики. Кстати, в басне этой рассказывается вовсе не о музыкантах. Автор критикует Государственный совет – совещательный орган, в состав которого вводили, как правило, людей различных сословий, образования и возрастов. Зачастую решение важнейших вопросов из-за разницы во взглядах превращалось в пустопорожние разговоры.

В этот вечер в музее звучала классическая музыка, которую исполнял ансамбль преподавателей Детской музыкальной школы № 1 им. П.И. Чайковского. Очень органичным в создании атмосферы первой половины XIX века было участие клуба исторического танца «Амьен», создавшего торжественно-приподнятое настроение, присутствовавшее на балах.

Это уже не первый спектакль, подготовленный работниками музея истории города. В сентябре состоялось представление, где главными героями были Пушкин и Даль. Оно было посвящено приезду Пушкина в Оренбург. Нынешнее – памяти поэта, смертельно раненного на дуэли и скончавшегося 10 февраля. Впереди новая встреча, которая будет приурочена ко дню рождения Александра Сергеевича – 6 июня.
А убирать кто будет? Пушкин?
К 220-летию поэта в музее был обновлён Пушкинский зал, посвящённый его пребыванию в Оренбурге. Появились новые экспонаты и ценнейшие архивные документы. Музейщики полгода сидели в архивах. Зато такое накопали!

Например, «Дело об учреждении тайного канцелярского надзора за прибытием временно в Оренбург поэта титулярного советника Пушкина». Вот уж, наверное, где собраны самые точные сведения! Где был, с кем и сколько времени с точностью до минуты.

Ещё один прелюбопытнейший документ: докладная, написанная архивистами, спустя полвека после визита поэта. «Порядка в архиве нет, потому что Пушкин приезжал и навёл беспорядок», — жалуются они. И этот документ имеет огромную ценность, доказывая, что Александр Сергеевич точно посетил архив, потому что краеведы долгое время спорили на эту тему – посетил или не посетил. Докладная доказывает: поэт работал в нашем архиве и даже навёл беспорядок. Вот, наверное, откуда пошло это выражение: «а убирать кто будет? Пушкин?».
Маска, мы о тебе ничего не знаем!

В обновлённом зале впервые выставлено прижизненное издание «Капитанской дочки», а также несколько книг поэта, изданных до революции. Здесь же дорожный сундучок Петруши Гринёва – реквизит со съёмок фильма «Русский бунт». Пистолеты того времени. Но главный экспонат по-прежнему – посмертная маска Пушкина. Вернее, маска второго отлива. Не копия, а именно – второго отлива! Дело в том, что сама маска, пока шёл ремонт в краеведческом музее, несколько лет хранилась в музее истории города. И когда её забрали, музей попросил скульптора Надежду Петину сделать вот эту самую маску второго отлива. Кстати, всего существует четыре посмертных маски поэта. Одна из них – в Оренбурге. Как она сюда попала – сведений нет. Некоторые считают: привёз Владимир Даль, находившийся у смертного одра поэта. Но у Даля об этом нигде не написано ни слова. О сюртуке и перстне, которые ему подарил Пушкин, пишет в своих воспоминаниях. А о маске – нет.

— Известный краевед и литературовед Галина Матвиевская предполагает, что маску мог получить губернатор Василий Перовский. Как человек, коллекционировавший посмертные маски вообще, — рассказывает научный сотрудник музея Ольга Ванцович. — Он её мог привезти в Оренбург. Но после смерти Перовского его незаконнорожденный сын прогулял отцовское состояние. Огромные земли, огромные деньги – всё ушло в никуда. Всё прокутил. Скорее всего, и коллекцию посмертных масок. Поскольку она тоже исчезла. Но в конце XIX века маска вновь всплывает в Оренбурге. Сначала хранилась в архивном здании, потом была представлена в Дворянском собрании. В конце концов попала в коллекцию краеведческого музея. История очень таинственная. Но экспонат ценнейший. Оренбургским экземпляром интересовались даже коллеги-музейщики из мемориальной квартиры Пушкина на набережной Мойки.
Перовский «прописался» в музее
После масштабной реконструкции музейной экспозиции, затеянной к 35-летию музея, на втором этаже появились два новых зала, связанные с пушкинским временем. Кабинет военного губернатора Василия Перовского, чьё правление (а он дважды правил Оренбургским краем) считается золотым веком Оренбурга. А также зал, посвящённый Перовскому и его окружению — людям, которые были связаны с ним, бывали или творили в Оренбурге. Ведь во времена его губернаторства это был блестящий город с блестящим обществом.

Портреты, а это поэт Жуковский, дипломат Виткевич, этнограф, фольклорист, врач, считавшийся «второй хирургической перчаткой России» Даль, учёные-исследователи братья Ханыковы, архитектор Брюллов и другие известные люди, выполнены студентами художественного колледжа. Это их курсовые и дипломные работы, благодаря которым ребята узнавали биографии своих героев и историю города.
Вечер, посвящённый встрече Пушкина и Крылова, завершился для его участников — учащихся губернаторского лицея для одаренных детей Оренбуржья, старшеклассников школ города и почитателей творчества известных литераторов — экскурсией по обновлённым залам.
Отправить ответ