На «дискотеках» XIX века были другие танцы. «Амьен» знает, какие. Фото автора

В музее истории Оренбурга появились ценнейшие архивные документы, посвященные Александру Пушкину

Несмотря на то, что столбик термометра опустился ниже 20 градусов, костюмированный литературный вечер в стенах музея истории Оренбурга собрал аншлаг.

Пушечные ядра падали во двор

Нет, в спектакле не было ни одной звезды и даже ни одного профессионального артиста. В представлении были заняты исключительно научные сотрудники музея. Постановка с экскурсами в историю была посвящена 220-летию со дня рождения Александра Пушкина и 250-летию Ивана Крылова, которые были связаны с нашим городом. Пушкин приезжал сюда собирать материал для своих будущих произведений, а Крылов, находившийся в осаждённом Оренбурге, был свидетелем событий Пугачевского восстания. Рассказ Ивана Андреевича послужил для Александра Сергеевича ценнейшим источником информации о тех событиях.

«Судьба моя и моей семьи тесно переплетена с Оренбургом, – вспоминал баснописец. – Мой отец дослужился до чина капитана. И дали ему землю в Оренбургской губернии. Туда всей семьёй и отправились. Поселились в Яицком городке (ныне Уральск – Н.В.). Как раз в том самом месте, где и началось восстание Пугачёва. Отец нас для безопасности отправил в Оренбург. Мне было тогда года четыре, я мало что помню. Но иногда в памяти просачиваются некоторые моменты. Приехали в Оренбург, увидели страшную суматоху. Пугачёв вплотную подошёл к крепостным стенам. Никто не мог ни войти, ни выйти из города. Было нам с маменькой голодно, холодно. Да и весь Оренбург тогда голодал. Ядра постоянно свистели над головами. Несколько даже с грохотом падали во двор».

Когда война закончилась, глава семьи увёз жену с сыном обратно в Яицкий городок. У мальчишек той поры было заведено играть в «пугачёвщину», разделяясь на команду городовых и бунтовщиков. Ваня Крылов, конечно же, был предводителем «городовых». Дрались, что есть мочи. Однажды чуть было не вздёрнули на виселице товарища по играм. Спасибо, взрослые увидели.

Пушкин в гостях у Крылова

Отец будущего баснописца Андрей Прохорович так отважно оборонял Яицкий городок, что Пугачёв был намерен повесить и самого капитана, и его супругу и его отпрыска.

Эти факты взяты Пушкиным для создания образа капитана Миронова в «Капитанской дочке». Он использовал и многие бытовые детали оренбургских воспоминаний Крылова в своих произведениях.

Мораль сей басни такова…

Лишения, выпавшие на детские годы, не помешали Ивану Крылову стать самым известным баснописцем в истории русской литературы. За всю свою долгую жизнь он написал более 230 басен, отражающих нравы, традиции и дух русского народа. Одна из них – «Квартет» тут же и была инсценирована добровольцами из публики. Кстати, в басне этой рассказывается вовсе не о музыкантах. Автор критикует Государственный совет – совещательный орган, в состав которого вводили, как правило, людей различных сословий, образования и возрастов. Зачастую решение важнейших вопросов из-за разницы во взглядах превращалось в пустопорожние разговоры.

Затеяли сыграть «Квартет»

В этот вечер в музее звучала классическая музыка, которую исполнял ансамбль преподавателей Детской музыкальной школы № 1 им. П.И. Чайковского. Очень органичным в создании атмосферы первой половины XIX века было участие клуба исторического танца «Амьен», создавшего торжественно-приподнятое настроение, присутствовавшее на балах.

Настоящим ценителям оренбургской истории мороз нипочём

Это уже не первый спектакль, подготовленный работниками музея истории города. В сентябре состоялось представление, где главными героями были Пушкин и Даль. Оно было посвящено приезду Пушкина в Оренбург. Нынешнее – памяти поэта, смертельно раненного на дуэли и скончавшегося 10 февраля. Впереди новая встреча, которая будет приурочена ко дню рождения Александра Сергеевича – 6 июня.

А убирать кто будет? Пушкин?

К 220-летию поэта в музее был обновлён Пушкинский зал, посвящённый его пребыванию в Оренбурге. Появились новые экспонаты и ценнейшие архивные документы. Музейщики полгода сидели в архивах. Зато такое накопали!

То самое дело об учреждении тайного полицейского надзора за Пушкиным в Оренбурге

Например, «Дело об учреждении тайного канцелярского надзора за прибытием временно в Оренбург поэта титулярного советника Пушкина». Вот уж, наверное, где собраны самые точные сведения! Где был, с кем и сколько времени с точностью до минуты.

В таких гостиных принимали поэта оренбургские знакомые

Ещё один прелюбопытнейший документ: докладная, написанная архивистами, спустя полвека после визита поэта. «Порядка в архиве нет, потому что Пушкин приезжал и навёл беспорядок», — жалуются они. И этот документ имеет огромную ценность, доказывая, что Александр Сергеевич точно посетил архив, потому что краеведы долгое время спорили на эту тему – посетил или не посетил. Докладная доказывает: поэт работал в нашем архиве и даже навёл беспорядок. Вот, наверное, откуда пошло это выражение: «а убирать кто будет? Пушкин?».

Маска, мы о тебе ничего не знаем!
Главный экспонат Пушкинского зала – маска поэта

В обновлённом зале впервые выставлено прижизненное издание «Капитанской дочки», а также несколько книг поэта, изданных до революции. Здесь же дорожный сундучок Петруши Гринёва – реквизит со съёмок фильма «Русский бунт». Пистолеты того времени. Но главный экспонат по-прежнему – посмертная маска Пушкина. Вернее, маска второго отлива. Не копия, а именно – второго отлива! Дело в том, что сама маска, пока шёл ремонт в краеведческом музее, несколько лет хранилась в музее истории города. И когда её забрали, музей попросил скульптора Надежду Петину сделать вот эту самую маску второго отлива. Кстати, всего существует четыре посмертных маски поэта. Одна из них – в Оренбурге. Как она сюда попала – сведений нет. Некоторые считают: привёз Владимир Даль, находившийся у смертного одра поэта. Но у Даля об этом нигде не написано ни слова. О сюртуке и перстне, которые ему подарил Пушкин, пишет в своих воспоминаниях. А о маске – нет.

Дорожный сундучок Петруши Гринёва

— Известный краевед и литературовед Галина Матвиевская предполагает, что маску мог получить губернатор Василий Перовский. Как человек, коллекционировавший посмертные маски вообще, — рассказывает научный сотрудник музея Ольга Ванцович. — Он её мог привезти в Оренбург. Но после смерти Перовского его незаконнорожденный сын прогулял отцовское состояние. Огромные земли, огромные деньги – всё ушло в никуда. Всё прокутил. Скорее всего, и коллекцию посмертных масок. Поскольку она тоже исчезла. Но в конце XIX века маска вновь всплывает в Оренбурге. Сначала хранилась в архивном здании, потом была представлена в Дворянском собрании. В конце концов попала в коллекцию краеведческого музея. История очень таинственная. Но экспонат ценнейший. Оренбургским экземпляром интересовались даже коллеги-музейщики из мемориальной квартиры Пушкина на набережной Мойки.

Перовский «прописался» в музее

После масштабной реконструкции музейной экспозиции, затеянной к 35-летию музея, на втором этаже появились два новых зала, связанные с пушкинским временем. Кабинет военного губернатора Василия Перовского, чьё правление (а он дважды правил Оренбургским краем) считается золотым веком Оренбурга. А также зал, посвящённый Перовскому и его окружению — людям, которые были связаны с ним, бывали или творили в Оренбурге. Ведь во времена его губернаторства это был блестящий город с блестящим обществом.

Таким увидел Оренбург Александр Сергеевич

Портреты, а это поэт Жуковский, дипломат Виткевич, этнограф, фольклорист, врач, считавшийся «второй хирургической перчаткой России» Даль, учёные-исследователи братья Ханыковы, архитектор Брюллов и другие известные люди, выполнены студентами художественного колледжа. Это их курсовые и дипломные работы, благодаря которым ребята узнавали биографии своих героев и историю города.

Вечер, посвящённый встрече Пушкина и Крылова, завершился для его участников — учащихся губернаторского лицея для одаренных детей Оренбуржья, старшеклассников школ города и почитателей творчества известных литераторов — экскурсией по обновлённым залам.

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о