Эскизный вариант памятника «Капитанская дочка»

Нужен ли Оренбургу памятник «Капитанской дочке»?

Исполнилось 75 лет народному художнику России, академику Российской академии художеств, профессору Леониду Баранову. Имя этого скульптора вошло в историю отечественного искусства одухотворенными образами великих деятелей истории, культуры и науки. Это памятники Михайло Ломоносову, Фёдору Достоевскому, Александру Пушкину, Николаю Гоголю, Екатерине II и другим выдающимся личностям. В 2014 году в Оренбурге на улице Красная площадь был установлен его памятник Петру I, всматривающемуся в азиатские дали за Уралом.

Не выполняя ничьего специального заказа, не привязываясь к конкретному региону, мастер создал монументальную композицию «Капитанская дочка», в которой присутствует все — и тема любви капитанской дочки Маши Мироновой и Петруши Гринева, и мятежный Пугачев, и Екатерина Вторая, на годы правления которой пришелся пугачевский бунт, центром действия которого был так и не взятый за полгода Оренбург.

Народный художник России Скульптор Леонид Баранов

Кстати, именно Екатерина Великая повелела переименовать после этого Яик в нынешний Урал. Друг скульптора, оренбургский живописец заслуженный художник России Юрий Рысухин выступил с инициативой поставить памятник «Капитанской дочке» в Оренбурге – на набережной Урала.

— Красивый, интересный, оригинальный памятник – это всегда визитная карточка города, а то и целого региона. И если он несет в себе символику своего края, известную далеко за его пределами, то становится уже визитной карточкой страны, – считает Юрий Алексеевич. – Оренбуржью в этом смысле очень повезло — благодаря гению Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», написанная на оренбургском материале, вошла в мировую сокровищницу литературы. Этот роман переведен на десятки языков мира и входит в школьную программу многих стран. Так что «Капитанская дочка» – абсолютно оренбургская тема. Появление этой скульптурной композиции раз и навсегда даст ответы на вопросы гостей города: «А есть ли у вас памятник Пугачеву», «А увековечена ли «киргиз-кайсацкая царица» – Екатерина Великая?», «А почему в Оренбурге нет скульптур Маши Мироновой и Петруши Гринёва?». Я думаю, этот памятник получит не только российское, но международное звучание. Конечно, это дорого. Памятники никогда не были дешевы. Но именно памятники, как показывает история, не всегда, но чаще всего остаются на века — в назидание потомкам, в память о тех, кому они воздвигнуты и с благодарностью к тем, кто их воздвиг. Композиция, выполненная в свойственной только этому автору художественной манере, станет частью нового художественного пространства, в котором одна эпоха трансформируется в другую.

Юрий Рысухин предлагает читателям «Оренбургской недели» обсудить эту тему, а всем, кто имеет средства или хотя бы политическую волю, оставить свой след в истории, приложив руку к установке памятника «Капитанской дочке» в Оренбурге.

Прямая речь

Игорь Храмов, президент благотворительного фонда «Евразия»:

— «Капитанская дочка» прославила Оренбург на весь мир не меньше, а может и больше, чем оренбургский пуховый платок. И этот литературный памятник достоин памяти в бронзе. А поскольку скульптор Баранов сумел в этой композиции органично собрать несколько образов, идея увековечить которые давно витала в наших краях — и платок, и Пугачев, и Екатерина Великая, то воплотить ее в Оренбурге было бы невероятно круто.

Виталий Молчанов, писатель, поэт, председатель Оренбургского отделения Российских писателей:

— Все, что делается на благо нашего города, я поддерживаю.

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о