Храм в Быково. Фото автора

Душа обетованная: необычные храмы Подмосковья

Люблю путешествовать. Всякий раз, бывая в столице даже проездом, стараюсь посетить какой-нибудь из подмосковных храмов. О том, что православные церкви бывают в готическом стиле, даже не подозревала, пока не увидела Ново-Никольский собор в Можайске.

Высокое строение на высоком холме – с башенками, стрельчатыми окнами, арками — видно издалека. Храм, созданный зодчим Алексеем Бакаревым – учеником Матвея Казакова, больше похож на дворец, нежели на культовое сооружение. Специалисты относят его к памятникам ранней московской архитектуры, которых у нас почти не сохранилось. Если приглядеться внимательней, то помимо готики здесь можно обнаружить и элементы барокко. И даже масонские знаки. (К чему бы это?) Но эклектика не мешает собору выглядеть величественно. Думается, дивному облику этого храма отдали должное бывавшие здесь Дюма-отец, Лев Толстой, Наталья Пушкина с сестрой Александриной. Их несложно представить в этих чертогах. А вот трикотажную фабрику, квартировавшую в храме с послевоенных лет и до 80-х годов, воображение отказывается представлять.

Храм освящен в честь святителя Николая. Хотела было написать, моего любимого святого, которому молилась бабушка, молится мама, теперь и я — за своих сыновей, живущих вдали от отчего дома. Но не слишком ли фамильярно? Впрочем, я не одна, кто мог бы так сказать: святитель Николай на Руси всегда пользовался особой любовью как «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище». Считался защитником бедствующих и странствующих.

«До Бога далеко, а до Николы близко», – верили русские.

Вот и жители Можайска питают к святителю особую любовь. Именно здесь был создан один из наиболее почитаемых на Руси образов — образ Николы Можайского. Это не икона, а плоская скульптура, вырезанная из дерева и раскрашенная. Сейчас она находится в Третьяковской галерее, а раньше помещалась над въездными воротами Можайского кремля.

В можайском чудотворном образе святитель предстает грозным воином: в его руке — подъятый меч. Он защищал не только Можайск, но и всю Русь. Толпы паломников стекались поклониться Николе Можайскому. А сам Можайск считался «святым городом» — на его небольшой территории существовало 16 монастырей и 75 церквей. Сегодня осталась церковь Якиманского монастыря да Ново-Никольский собор, которому тоже грозит разрушение. Накануне приезда в Можайск произошел оползень на западном склоне холма. С собора обвалилась лепнина, а с угла, ближайшего к оползню, выпали кирпичи. Оправившись от потрясения, жители Можайска взялись за восстановительные работы и укрепление склона. Кто же и поможет «заступнику и предстателю», как не те, кому помог он?

* * *

Когда мне пообещали показать островок Европы в Подмосковье, да еще в поселке совсем не с европейским названием Быково, не поверила. Но именно здесь находится уникальный готический православный храм, похожий на замок, барский дом, царские чертоги, и английский парк с рукотворными прудами и ротондами. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково и впрямь уникальное строение. Это единственный в России храм овальной формы, в котором вольно сочетаются элементы европейской готики и московского барокко. Церковь двухэтажная. На второй этаж ведет живописная лестница, которая придает храму «нездешний» вид, как и пара колоколен по бокам, на одной из которых когда-то были часы. Прямо дворец, в который Золушка ездила на бал.

Усадьба в Быково

Интересна история возникновения храма. В 1775 году Екатерина II, объезжая подмосковные усадьбы, заглянула в Быково, к своему сподвижнику — Михаилу Измайлову. За беседой гостья отметила, что владения сии ничем не отличаются от прочих. Самолюбие хозяина было уязвлено настолько, что он взялся перестроить свои владения, да так, чтобы равных им не было в округе. Пригласил московского архитектора, да не кого-нибудь, а самого Василия Баженова, который и создал из ничем не примечательной усадьбы архитектурную жемчужину.

Пруд в Быково

Если пройти мимо свалки и пролезть через широкий лаз в ограде, то можно оказаться в настоящем английском парке. Правда, очень запущенном. Сейчас здесь буйствует бурьян, а когда-то благоухали черные розы, которые хозяева выписывали из-за границы. Продвигаясь вглубь по аллеям, над которыми сомкнули кроны вековые деревья, выходишь к берегу пруда. Может, майской ночью, напоенной ароматом черемухи, когда-то здесь водили хороводы русалки, но нынешним июльским утром мимо задумчивых вод, в которых отражаются небеса и прибрежные заросли, спешат на работу гастарбайтеры. Они живут в этом парке в деревянных домиках бывшего туберкулезного санатория, располагавшегося здесь в советские времена.

Усадьба в Быково

А и вот главный дом усадьбы. Над его обликом потрудился не только Василий Баженов. От его архитектуры сохранились въездные пандусы с белокаменной балюстрадой, остальное – плод фантазии Бернара де Симона: балкон, опирающийся на колонны в виде женских фигур, башни, высокие окна. А какой вид открывается из окон этого дома, стоящего на высоком холме! Версалю и не снилось.

* * *

Чтобы увидеть православный храм в стиле нарышкинского барокко – есть и такой в Подмосковье — надо отправиться в усадьбу Дубровицы близ Подольска. Это эффектное сооружение построено по заказу хозяина усадьбы князя Бориса Голицына — воспитателя Петра I. Храм Знамения — одно из самых необыкновенных явлений русской архитектуры. Напоминающий кусочек Европы в сердце России, он считается своего рода архитектурной загадкой. Специалисты утверждают: во всем мире только два таких сооружения. Подобный храм имеется в… Норвегии. Со всех сторон здание окружено фигурными лестницами, которые ведут на открытую паперть. Высокую башню венчает купол в виде золотой царской короны. Скульптурные фризы, белокаменная резьба, затейливый орнамент, овальные окна – кажется, хозяин хотел удивить «всяк сюда входящего». Что ж, получилось.

Церковь в Дубровицах

Внутри храм тоже необычен. Всюду возвышаются скульптуры. Как в музее. Скульптурные композиции прокомментированы латинскими стихотворными текстами. Бросается в глаза отсутствие настенных росписей, без которых, кажется, немыслим православный храм. Живопись заменена барельефами и горельефами. Этот необычный храм помогал строить своему воспитателю Пётр I. Здесь, в междуречье Пахры и Десны, бывали и другие представители дома Романовых, в том числе Екатерина I. Места вокруг живописные, привольные. И главное – обитаемые. На территории усадьбы сохранилась главная аллея липового парка, флигели, конный двор, много клумб, фонтан. Дом отреставрирован. В бывшем гербовом зале ныне расположился Дворец бракосочетания.

Усадьба в Дубровицах

Семь минут на автомобиле — и мы в Ивановском, еще одной знаменитой подмосковной усадьбе. Кто ее возвел, доподлинно неизвестно, но специалисты утверждают, что создан этот шедевр под влиянием великого архитектора эпохи Возрождения Палладио. Ивановское славилось своими балами и театральными представлениями. Вся Москва съезжалась сюда. В романе «Евгений Онегин» Пушкин называет владелицу усадьбы Анну Закревскую «Клеопатрой Невы».

Гостями Ивановского были поэт Денис Давыдов, генерал Ермолов, поэтесса Растопчина. Первым хозяином усадьбы был граф Федор Толстой, собиратель старопечатных книг и рукописей. Затем — двоюродный дед Льва Толстого. Расцвет усадьбы пришелся на владельца графа Закревского и его красавицы жены Аграфены, музы поэта Баратынского. В 1870-е годы имение перешло московским купцам Бахрушиным. А сегодня — музею профтехобразования. Хотя самого профтехобразования как такового у нас уже нет. Только в Подольском музее и осталось.

* * *

И все-таки, как бы ни были затейливы и эффектны экзотические храмы, о которых шла речь выше, все они меркнут перед белокаменным Успенским собором на Городке. Городок – так называется улица на окраине Звенигорода, уходящая на верх крутого холма на левом берегу Москвы-реки. В память о крепости Городок, построенной здесь семь веков назад удельным князем Юрием Звенигородским, младшим сыном Дмитрия Донского. В 1399 году, вернувшись с добычей из похода на крымских татар, князь создал в своём детинце этот одноглавый собор по образу и подобию владимиро-суздальских церквей. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»…

Успенский собор на Городке

Этот древнейший архитектурный памятник вдвойне ценен тем, что в нем сохранились фрагменты фресок, написанных молодым Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Это святыни не только для верующих людей, но и для каждого просвещенного человека. Здание сложено из белого камня. Ничего лишнего, никакой вычурности. Можно сказать, аскетичное, если бы не причудливый орнамент по всему фасаду. Для улучшения пропорций строение «сузили» кверху. Со временем, как человек к старости, собор стал ниже «ростом». Не только из-за осадки, но и из-за культурного слоя метровой высоты, накопившегося за столетия.

В Успенском соборе на Городке сохранились росписи Андрея Рублева

Часть цоколя и нижние ступени каменных лестниц оказались под землёй. Впечатляют тяжелые двери-врата с огромными коваными задвижками-засовами, уподобляющими храм крепости. С тем и строили – искать защиты у Господа от врагов видимых и невидимых.

Если верить путеводителю, Успенский собор – лучший по архитектурному мастерству и изысканности памятник XIV века. Жаль, неизвестны имена зодчих, которые во всём соблюли чувство меры, отличающее истинные произведения искусства. Возле этих стен хочется гордиться тем, что ты русский человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о