Молодёжь любит классику. Фото автора и Александра Мирзаханова

«Мастера II» – выставка европейского искусства в Оренбурге

Выставки в галерее искусств «На Пушкинской» всегда отличаются строгим отбором имен и современной подачей работ. Зал-трансформер, оснащенный по последнему слову техники, позволяет создать необходимое пространство для творчества каждого художника, исходя из его индивидуальных особенностей. Но нынешняя выставка –«Мастера II» – особенная.

В масштабной экспозиции представлены коллекционные произведения классического европейского и российского искусства. Это уже вторая выставка подобного рода и уровня в залах галереи. Первая состоялась чуть больше года назад. Новая встреча с академическим искусством напоминает зрителям о вершинах изобразительной культуры и непреходящих эстетических ценностях. Экспозиция построена таким образом, что произведения распределены по национальным школам, что даёт зрителю возможность ознакомиться с классической живописью Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Швеции, Дании и, конечно, России от XVIII века – до нынешнего.

«Портрет старика в армяке». Николай Рачков

Первая же работа, возле которой задерживаешься надолго, «Портрет старика в армяке», написанная около 1860 года. Её автор – выпускник Академии художеств Николай Рачков, нашедший своё призвание в портрете. Его картины приобретали солидные собиратели живописи. Сегодня работы художника находятся в коллекциях Русского музея Санкт-Петербурга и Третьяковской галерее в Москве. И вот пожалуйста — в зале Оренбургской галереи «На Пушкинской». Поэтому не будет преувеличением сказать, что прохаживаясь по этой выставке, ощущаешь себя в одном из столичных музеев.

Как магнитом притягивает к себе полотно швейцарского живописца Мельхиора Пауля фон Деншвандена «Христос», датированное 1870 годом. Эта тема в его творчестве отнюдь не случайна. Оказывается, художник расписывал алтари в Люцерне и других храмах Швейцарии. Отсюда такое мастерство в передаче образа Спасителя.

«Молодая мать». Жан Батист Жюль Трейер

Обращают на себя внимание два полотна с одинаковым названием – «Молодая мать». Оба созданы примерно в одно время – около 1870 года, но разными авторами. Одно – представителем немецкой школы Густавом Адольфом Спангенбергом – известным историческим и жанровым живописцем, опиравшимся на творчество таких мастеров эпохи Возрождения, как Дюрер и Гольбейн. Другое создал француз Жан Батист Жюль Трейер, получивший отличную школу у своего отца-пейзажиста и питавший склонность к сентиментальным композициям. Немецкая «Молодая мать» отличается строгостью и сдержанностью, свойственной немецкой школе. Французская – тонкой живописностью, мягкостью, лиричностью. Но обе картины замечательны.

Карл Хенрик Норденберг, адепт шведской школы живописи, судя по картине «На террасе. Дама с кистью винограда», созданной в 1891 году, ориентировался на традиции голландской живописи XVII века. Об этом свидетельствуют и живописный артистизм мастера, и выразительность созданного им образа.

«Пейзаж». Томас Хилл

Неожиданное открытие – работы двух американских художников. Об американской школе живописи мало что известно даже оренбургским художникам, что уж говорить о зрителях. В экспозиции представлен калифорнийский пейзаж представителя американской романтической живописной школы Томаса Хилла, датированный 1860 годом. И полотно не менее известного художника Чарльза Артура Фриза (1911 год), также сосредоточившего своё творчество на картинах природы — горах, пустыне, эвкалиптовых рощах. В данном случае перед зрителем предстаёт озеро, на берегу которого раскинулись фермерские угодья.

Большое количество зрителей собирает возле себя картина Анри Пьера Пику «Братьев-близнецов Ромула и Рема представляют богине охоты Диане» (1882 год). Представитель академизма, признававшийся одним из основателей новой греческой школы, он и в своё время считался самым модным художником во Франции, получая медали на Парижских салонах.

Помимо картин старых мастеров, в галерее присутствуют копии со старых полотен, написанные современными художниками. И у них находится среди зрителей много почитателей.

Михаил Коннов на открытии выставки «Мастера II»

Натюрморты Клима Бугрина «Пиво с рыбкой», «Хлеб с молоком» и смотрятся, и держатся несколько особняком. Казалось бы, сделанные без затей, на самом деле они выглядят очень колоритно, подкупая своей ясностью и реалистичностью. Что добавляет яркий штрих в экспозицию, демонстрирующую классическую, традиционную художественную школу во всём её блеске.

Помимо живописи, в галерее представлены каминные часы как образец декоративно-прикладного искусства. Появившийся в XIX веке, этот предмет интерьера являлся эталоном стиля декоративного искусства. Законодателями моды считались французские мастера. К производству привлекали ювелиров, краснодеревщиков, бронзовщиков, скульпторов, художников по эмали. Их украшали сцены античной мифологии, библейские сюжеты, галантные сценки. Красота и привлекательный вид каминных часов сделали их популярнее и настенных, и напольных. Присутствие этих произведений декоративного искусства придает экспозиции нарядность и праздничность.

Прямая речь

Павел Церемпилов, директор Оренбургского областного драматического театра им. М. Горького:

— Очень серьёзная, красивая, мощная экспозиция. И хорошо, что подобная выставка проходит уже второй раз. Оренбуржцев знакомят с серьёзной живописью XVIII — начала XX века. Это роскошный подарок для горожан и гостей города. Именно подарок, потому что вход на выставку бесплатный.

Павел Рыков, писатель, поэт, драматург:

— На выставке представлено два временных потока: классическая живопись старых мастеров и современных художников — зарубежных и российских. И это лишний раз доказывает, что реализм в живописи не подвержен моде и времени. Он всегда с нами. Я имею в виду хороший реализм, когда точно переданное изображение создаёт ощущение образа. Меня потряс «Портрет старика в армяке». Смотришь на него и начинаешь понимать какие-то вещи в себе самом. Может, это главное достоинство реалистической живописи. В том числе русской. Работа «Христос» произвела огромное впечатление. В ней заложена и глубокая мысль, и попытка воспринимать Христа чувственно, а не умозрительно, не начётнически. Много жанровых работ европейских художников. В том числе и недавно написанных, стилизованных под старину. Люди наелись кубизма. Им надоели фокусы ради фокусов, эксперимент ради эксперимента. У людей есть глубокая потребность в реалистическом отражении окружающего мира. Выставка в галерее эту потребность восполняет.

Справка «ОН»

Галерея искусств «На Пушкинской», располагающаяся в исторической части Оренбурга, создана в 2016 году меценатом и художником Михаилом Конновым для развития современного искусства и культуры. Галерея не только оказывает поддержку художникам, безвозмездно осуществляя их выставочные проекты, но и воспитывает зрителей, ведя образовательную, просветительскую и издательскую деятельность.

Выставки сопровождаются интенсивным культурным общением в формате встреч с авторами, лекций, просмотров кинофильмов об искусстве. Благодаря этой последовательной и целенаправленной работе происходит знакомство широкой публики с произведениями художников, историей искусства, процессами, происходящими в российской и мировой культуре.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о