Дворянское (Общественное) собрание, 1841 год. Классицизм. Автор-архитектор А.П. Брюллов

50 жемчужин Оренбурга: блеск и нищета Дворянского (Благородного) собрания

В своей истории этот прекрасный дом в центре Оренбурга пережил все. Времена блистательного взлета сменялись периодами глубокого упадка и забвения.

История памятника

Здание Дворянского (или Благородного) собрания построено в 1841 году во время первого правления оренбургского военного губернатора Василия Перовского. Автор проекта — известный петербургский архитектор Александр Брюллов (брат великого русского художника Карла Брюллова). Свидетельством авторства Брюллова являются сохранившееся письмо Василия Перовского к Александру Брюллову от 6 октября 1836 года и воспоминания военного инженера И.Ф. Бларамберга, бывшего очевидцем торжественного открытия Дворянского собрания, которое состоялось 2 декабря 1841 года (по старому стилю).

Ныне – корпус Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
Адрес: Улица Советская, 17

Оренбург 1830-х годов вовсе не производил впечатления провинциального города и прекрасным доказательством этому является строительство Дворянского собрания. В штате военного губернатора было много лиц образованного класса и известных фамилий. Вот, что пишет известный историограф нашего города генерал-майор И.В. Чернов :

«Оренбург в то время стоял далеко выше губернского города Уфы… Доходы от торговых, коммерческих и других операций были значительные, состояли в полном распоряжении Перовского и дали ему возможность увеличить состав управления начальника края. Личные его адъютанты были все молодые гвардейские офицеры: Капустов, Челяев, Габбе, Виткевич…Из гражданских чиновников были братья Ханыковы, Даль, в литературе «Казак Луганский», — всё известные имена. Весь этот кружок, с включением лиц, занимающих высшие должности, составлял интеллигенцию. Жизнь этого кружка была отражением жизни высшего столичного общества и благотворно действовала на средний класс».

Есть у Чернова упоминание о роскошном бале в Дворянском собрании:

«В первый год своего приезда в Оренбург, в Николин день (тезоименитства императора Николая Павловича), Перовский в Дворянском собрании дал бал, которого не видал ещё Оренбург и который стоил до двух тысяч рублей. Приглашенных была масса. Буфет был открыт для всех. Шампанское подавалось всякому, кто желал…»

«Золотым веком Оренбургского края» называли историки время правления Перовского. Шло время, жизнь оренбургского дворянства стала скромнее и на балах шампанское уже не лилось рекой. В 1879 году от громадного городского пожара здание Дворянского собрания сильно пострадало и стояло в руинах. В то время Дворянское общество уже не располагало достаточными средствами на его восстановление. Тогда по распоряжению оренбургского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского здание Дворянского собрания было передано городу. Наконец в конце 1880-х годов здание было восстановлено и стало называться Общественным собранием. Снова стали проводиться балы, устраивались приемы, ставились любительские спектакли. 27 июля 1891 года устроен торжественный обед в честь приезда в Оренбург цесаревича Николая Александровича – будущего императора Николая 11. В настоящее время об этом событии сообщает мемориальная доска.

После революции 1917 года и установления советской власти в Оренбурге наступила совсем другая жизнь. В 1920 году в здании Общественного собрания проходил учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР, о чем также свидетельствует мемориальная доска. В 1923 году здание стало называться Дом учителя. Известно, что в 1945 – 1950 годах здесь давал спектакли Оренбургский драматический театр (во время капитальной реконструкции своего основного здания на улице Советской). После ухода профессиональной труппы в Доме учителя был организован очень неплохой самодеятельный Народный театр.

В советское время жизнь в Доме учителя била ключом. В большом зале демонстрировались кинофильмы, работали кружки, устраивались праздничные и танцевальные вечера. В небольшом саду со стороны переулка Каширина (в то время Мечетного, потом Нацменовского переулка) работал фонтан (ныне фонтана нет, на его месте стоит котельная). С северной стороны здания Дома учителя была устроена открытая волейбольная площадка с небольшими трибунами для зрителей, На этой очень приличной спортивной площадке проводились городские соревнования (ныне здесь стоит новый учебный корпус ОГПУ).

В 1990-е годы для Дома работников просвещения наступило время разрухи. На ободранные фасады некогда прекрасного здания было больно смотреть. В начале 2000-х годов дом по улице Советской, 17 стал одним из корпусов Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Реставрация бывшего Дворянского собрания растянулась на долгие годы. В наше время этот прекрасный памятник архитектуры первой половины Х1Х века предстаёт во всём своём великолепии.

Особенности архитектуры

Здание Дворянского собрания двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с высоким цокольным этажом. Фасады выдержаны в русском классицизме. Архитектурная композиция выполнена умелой рукой и производит приятное впечатление. Главный (восточный) фасад обращен на улицу Советскую. Основанием зданию служит массивный цокольный этаж с тремя полуциркульными арками и прямоугольными окнами, находящимися у самой поверхности тротуара. Выше цокольного этажа расположен основной объем с двумя боковыми ризалитами, между которыми устроена открытая парадная терраса с выходом на нее из большого зала. Эта терраса является особенностью архитектурной композиции здания. В прежние времена это была своего рода «трибуна», с которой высшая власть обращалась к народу и раздавала подарки (в архивах сохранились об этом документальные подтверждения). Ограждение террасы выполнено из литых металлических решеток в стиле русского классицизма.

Особенным изяществом отличаются пышные рельефы больших арочных проемов, выходящих из большого зала на террасу. В них использованы античные мотивы в виде чередующихся «пальметт» и стилизованных листьев аканта. В боковых ризалитах применен характерный для классицизма мотив «тройного» окна, в котором общая перемычка объединяет три прямоугольных оконных проема. Над средним окном выше перемычки находится небольшое арочное окно, обрамленное веером сегментов, внутри которых помещены античные розетки.

Стены по всему периметру здания завершаются великолепным «дорическим» антаблементом с далеко выступающим карнизом. Фриз украшен характерными для «дорического» ордера триглифами, между которыми игриво разместились античные цветочные розетки. Находящиеся выше карниза красивые парапеты с балясинами придают зданию классическую завершённость. Всё в этом здании выполнено стильно, изящно, красиво. Правда, зачем-то демонтировали изящную чугунную решётку террасы на главном фасаде. Рисунок решётки выполнен в стилистике русского классицизма Х1Х века. Нужно вернуть на прежнее место. Отсутствие решётки, безусловно, искажает главный фасад.

Очень интересен западный (дворовый) фасад с выступающей полукруглой ротондой танцевального зала и двумя боковыми ризалитами. Ротонду охватывают две полукруглые лестницы, по которым раньше можно было спуститься в тенистый сад с фонтаном.

К сожалению, никакого сада и фонтана сейчас нет, в 1970-е годы на этом месте построили районную котельную.

Внутренняя планировка здания достаточно необычна для классицизма. Главный вход расположен с улицы Советской, но находится сбоку в одноэтажной пристройке. Современное асимметричное расположение парадного входа неудачно. Изначально главный вход размещался на северном фасаде, попасть в здание можно было с территории двора. Из довольно тесного входного вестибюля две лестницы ведут вниз в подвал и наверх в парадные помещения «бельэтажа». В цокольном этаже находятся гардеробные, небольшое кафе, а также технические и вспомогательные помещения. В «бельэтаже» расположены главные помещения: фойе, большой концертный зал и танцевальный зал (или парадная гостиная) с полукруглой ротондой.

В отделке интерьеров выделяется концертный зал, украшенный классическими пилястрами с капителями, впечатляющим карнизом и пышными обрамлениями входов. Полы концертного зала выполнены из ценного художественного паркета. Также представляет интерес отделка пола в цокольном этаже, выложенная «в ёлочку» прочной плиткой, имитирующей кирпич. Интерьер танцевального зала украшают два огромных зеркала, обрамлённых лепными наличниками. В целом же интерьер танцевального зала в настоящее время отличается излишней скромностью, не соответствующей его назначению.

К сожалению, первоначальное убранство интерьеров, лепные украшения, произведения живописи и скульптуры утрачены. Всё, что мы видим сегодня внутри здания – это не XIX век, а «новоделы».

Объект культурного наследия «Дворянское собрание», построенный по проекту выдающегося архитектора А.П. Брюллова, является уникальным памятником истории, культуры и архитектуры. Благородные по пропорциям и членениям фасады здания, богатая пластика его декоративного убранства дают ощущение живой истории и реально демонстрируют великолепный русский классицизм первой половины XIX века.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о