Психолог из Оренбурга борется с детской агрессией с помощью ткацкого станка

Дети становятся все более агрессивными – с этим утверждением трудно не согласиться. Причем сердиться и негативно реагировать на окружающих может не только подросток, поведенческие отклонения которого часто объяснимы перестройкой организма, но и дошкольник.

Причины подобного поведения могут быть разными, но ясно одно: ребенку в таком состоянии нужна помощь. Оригинальную методику борьбы с детской агрессивностью разработали в «Центре развития ребенка – детском саду № 133» города Оренбурга. А владеет этой методикой Алла Бочарова, педагог-психолог.

Когда входишь в кабинет психолога, словно попадаешь в необычную мастерскую. Именно так, мастерской, и называет свое рабочее место Алла Николаевна. Здесь они с детьми всегда чем-то заняты – времени для праздности просто не хватает.

– Каждое мое занятие с детьми начинается с определенного музыкального ритуала, – рассказывает Алла Бочарова. – Мы выбираем себе музыкальные инструменты, затем садимся в кружок, и каждый по очереди «проигрывает» на них свое настроение. Потом мы либо угадываем, что наш «музыкант» хотел сказать своим выступлением, либо он сам рассказывает нам об этом. Таким образом дети учатся облекать в слова свое внутреннее эмоциональное состояние. Это помогает узнать, что беспокоит ребенка и какой вид деятельности ему можно предложить. Часто настроение у детей бывает плохое и даже агрессивное.

Необычная находка

Алла Бочарова как педагог-психолог работает с 13 группами детского сада. Практически в каждой есть воспитанники, требующие особого подхода. И этот подход нашли. Уже практически год здесь применяют оригинальную методику: с детской агрессивностью справляются при помощи ткацкого станка.

– Пару лет назад на складе детского сада я обнаружила старые ткацкие станки, – вспоминает Алла Николаевна. – Как выяснилось позже, это были так называемые станки с бердом для ручного ткачества. Так как они небольшие, на них ребятам очень удобно заниматься.

Вейся, нитка!

Сначала находку испытывали педагогическим коллективом: учились технологии ткачества в свободное от работы время. Когда поняли, что занятие подойдет и детям, стали разрабатывать методику применения. Конечно, сразу за станок малышей не посадили. Несколько занятий потребовалось для знакомства с профессией ткача и самим станком. А для того, чтобы дети легче усвоили названия деталей и их применение, Алла Николаевна даже закличку придумала – в рамках народных традиций.

В закличке алгоритм выполнения работы расписан в стихотворной форме, чтобы он проще усваивался детьми:

«Хвостик нитяной тяну за собой,

Сквозь холст он проходит – выход находит,

Рамки меняются, набилкой ткань уплотняется,

Сев открывается: челнок с утком пробираются.

Нитка, вейся, не ленись! Поясок, скорее ткись!»

Плоды работы

Если поначалу Алле Николаевне приходилось быть рядом с ребятами и контролировать ход выполнения работ, то сейчас малыши занимаются ткачеством самостоятельно и при этом с большим удовольствием. Особенно нравится ремесло мальчишкам. Даже не верится, что четкие и ровные строчки – плод труда детских ручек. Пояски у ребят выходят – одно загляденье!

– За одним станком у нас занимаются по два ребенка, – рассказывает Алла Бочарова. – Одновременно они плетут два пояска. В этом основное наше новаторство. Ведь красивые ровные изделия получаются только тогда, когда дети помогают друг другу. А для этого надо договориться.

Истоки агрессивности – в семье

Получается, при работе на станке маленькие ткачи заинтересованы в помощи друг другу. А ведь этому многих детей сейчас приходится учить. Успешная коммуникация в наше время – редкость, говорят педагоги.

– Современные дети разучились общаться и взаимодействовать друг с другом. Тому есть несколько причин. Часто в том, что ребенок не умеет общаться со сверстниками, виноваты родители. В силу занятости на работе и дома им просто не хватает времени на то, чтобы беседовать с ним. Диалог заменяется игрой на гаджете, что в итоге приводит к изменениям в психике, которые нужно не затягивая исправлять, – отмечает Алла Николаевна.

Понятно, что ребенок, которому не хватает внимания, привлекает его всеми доступными для него способами, при этом часто негативными. Ведь именно на плохое поведение своего чада родители реагируют быстрее всего.

 

Становится агрессивным и тот ребенок, которому приходится видеть родительские ссоры. Поэтому мамам и папам стоит помнить: ни одна, даже самая мелкая семейная размолвка не проходит бесследно для ранимой психики. Проецируя на себя поведение взрослых, он начинает агрессивно относиться сначала к своим сверстникам, затем и ко всем окружающим.

Злость поборем общим делом

Коррекцией поведенческих нарушений в детском саду № 133 занимаются с 5-летнего возраста – в старших и подготовительных группах. Сегодня их посещает 176 детей, 17 из них – это дети с высоким и средним уровнем агрессивности. Для них разработали специальную программу с ткацкими станками. Для этого разделили на подгруппы, включив в группу с агрессивными детьми двух неагрессивных. Так как станков три, на них могут одновременно заниматься шестеро ребят. Принцип работы станка для одного воспитанника все же сложный, поэтому именно парная деятельность помогает добиться лучшего результата.

– Она способствует развитию коммуникативных навыков, – рассказывает Алла Бочарова. – Дети учатся договариваться: кто будет набилкой ткань уплотнять, кто рамки менять. От слаженности и от соблюдения алгоритма зависит качество рисунка: не получится ровного и гладкого полотна, если лада в паре нет.

И главное, что такая совместная деятельность приносит реальные результаты, причем не только в виде ярких поясков. Педагоги отмечают: агрессивность ребят, участвующих в проекте, заметно снизилась уже за несколько месяцев такого «ткачества». Раньше на то, чтобы добиться таких изменений, нужен был как минимум год кропотливой работы психолога.

Достойная награда

Новую методику борьбы с детской агрессивностью и первые ее успехи Алла Бочарова представила на суд компетентного жюри – стала участницей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Победив в региональном туре, Алла Николаевна вышла в финал. Он состоялся в Москве в середине января. В заключительном туре конкурса приняли участие 123 педагога из разных регионов России. И в итоге занятие, которое представил комиссии оренбургский педагог, посчитали лучшим и присудили нашей соотечественнице I место.

– Новая методика работы с детьми, которую мы используем в нашем саду и которую представили на конкурс, – это итог командного труда. И победа в конкурсе общая. Над программой трудились коллективом, очень многое получилось благодаря нашему директору – Анастасии Владимировне Кулаевой. Она заинтересована в том, чтобы мы добивались лучших результатов в работе с детьми, – говорит Алла Бочарова.

Анастасия Кулаева, директор центра развития ребенка, на достигнутом останавливаться не собирается. Приз за первое место во всероссийском конкурсе, без сомнения, станет достойным пополнением копилки наград детского сада, ну а саму методику, которую так высоко отметили члены конкурсного жюри, в саду планируют развивать и дальше.

– Эту методику можно использовать на любом занятии, а не только в рамках коррекционной работы. Детям ткачество очень нравится. Теперь это еще один из элементов народной педагогики, которые мы успешно применяем в нашем центре развития ребенка.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о