Театр сегодня. Спектакль «Джейн Эйр» в Оренбургском театре музыкальной комедии. Фото Елены Соленцовой

Заглянем вглубь веков: как зародился театр?

Вы когда-нибудь чувствовали весь спектр эмоций, какой только может испытать человек? Радость, огорчение, удивление и неописуемый восторг почти одновременно? Одна эмоция быстро сменяла другую, пробиралась в самые глубокие уголки вашей души, а вы в это время на одном дыхании за чем-то следили… Скорее всего, вы испытывали это, если были в театре. Ведь театр – это необыкновенная часть нашей жизни, где царят настоящие эмоции, где сюжет может поглотить зрителя полностью и захватить ваше внимание, мысли и чувства.  Рассказываем о том, как зародился театр, о его развитии в Древней Греции и об античной комедии.

Некоторые могут сказать, что театр уходит, его постепенно заменяет киноиндустрия. Но так ли это? Театр жив… и, пожалуй, будет жить, пока человек способен чувствовать. А человек будет чувствовать, пока жив театр!

Оренбургский драматический театр. Фото Татьяны Гайдук

Театр чудесным образом сочетает в себе почти все виды искусства: литературу, музыку, хореографию вокал, живопись… В то же время он неотделим от общественного и культурного развития общества и всегда точно и ярко отражает тенденции современности.

Сейчас для любителей театрального искусства — золотое время! Если захотим, мы можем посмотреть спектакль в драматическом театре, насладиться прекрасной оперой или посетить балет, заворожено наблюдая за пластикой и грацией артистов. Можно приятно провести время, слушая мюзикл или оперетту в театре музыкальной комедии, посетить кукольный театр или поглядеть на пантомиму.

В Оренбургском областном театре кукол
Истоки

Считается, что театр родился из древнейших ритуальных празднеств. В них участники в аллегорической форме воспроизводили трудовые процессы или непонятные для них явления природы. Однако эти обрядовые действа сами по себе еще не были театром. Искусствоведы считают, что театр начинается там, где появляется зритель. Поэтому и своей цели он достигает лишь тогда, когда находит отклик у зрителей.

Особую роль всегда отводят древнегреческому театру.

Именно в период античности из религиозных празднеств, посвященных богу вина и плодородия Дионису, и возникли первые европейские театрализованные представления. А непосредственно годом рождения мирового театра считается 534 год до нашей эры. Надо отметить, что в античности существовали пьесы только двух жанров. Пожалуй, наши читатели помнят еще из школьного курса, что это трагедии и комедии. Чаще всего их писали на мифологические или исторические сюжеты.

Театр Диониса в Афинах. Фото Josiah Lewis, pexels.com

В этот период зародилась и многовековая традиция, запрещавшая женщинам играть на сцене. В то время право выходить на подмостки имели только мужчины. А для того, чтобы показать зрителям эмоции, дать понять, какого пола и возраста персонаж, актеры использовали маски.

Не забудет история и имен античных драматургов. Эсхила, Софокла, Еврипида назвали отцами греческой трагедии, а Аристофана — отцом комедии.

Театр Диониса в Афинах в римское время (реконструкция). Википедия

Примеру греков, как и во многом другом, последовали римляне. В III веке до нашей эры они создали свои версии древнегреческих пьес и стали ставить их на импровизированных сценах. Актерами на таких представлениях выступали рабы. Надо сказать, что римский театр был далеко не таким утонченным, как греческий. Поскольку римским театрам приходилось бороться за внимание зрителей, привыкших к «зрелищам» — гладиаторским боям, публичным казням и гонкам на колесницах, — пьесы все чаще стали содержать сцены насилия и грубый юмор. Такие представления закончились только лишь с распространением христианства.

Еще в античности возник народный театр. В нем выступали бродячие комедианты — флиаки и мимы. Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях. Все актеры в таком театре выступали без масок, допускалось и участие женщин.

Поговорим о комедии?

Вы любите смеяться? Говорят, смех продлевает жизнь, и уж совсем точно, что здоровый смех дарит хорошее настроение и вам, и окружающим. Конечно, греки, как и все нормальные люди, смеялись, по всей видимости, нередко. Но именно в V веке до нашей эры смех становится не просто эмоциональным состоянием, а сознательной частью культуры. И, пожалуй, первой формой организованного смеха является античная комедия.

Аристофан, отец комедии

Откуда зародилась комедия? Этот вопрос и до настоящего времени остается дискуссионным. Ученые находят у комедии мифологические, фольклорные и религиозные истоки. Есть много рассказов о том, как в древности люди ходили по деревням и пели всякие, как мы бы сейчас сказали, ругательные песни в адрес своих сограждан. Именно из этих песен, по одной из версий, и родилась комедия. Это предположение основывается на глубинном мифологическом представлении о том, что ругать человека — хорошо. Считалось, что это некоторым образом уравновешивает состояние мира: если ты человека ругаешь, то дальше у него все будет неплохо, а если хвалишь, то могут быть всякие неприятности. Кстати, такое представление дошло во многих приметах и ритуалах и до наших дней. Но вернемся к комедии.

Искусствоведы признают, древняя аттическая комедия — это удивительное явление в истории культуры. Причем с современной точки зрения. Ведь она является не только жанром литературы, но и важной частью жизни, по крайней мере, одного города — Афин. Любой из праздников, которые устраивали там довольно часто, сопровождался представлением комедий или трагедий.

Как мы уже отмечали, комедия была важной частью жизни города. Причиной этому отчасти стало то, что изначально она ставилась на городские деньги. Город отвечал за то, что комедия, как и трагедия, должна быть представлена на празднике. Позже стали отдавать право постановки комедии и трагедии видным и богатым людям, которые соревновались за то, чтобы дать на нее денег. Ставить комедию было чрезвычайно престижно. В основном деятельность такого человека заключалась в том, что он нанимал хор, который составлял основную часть комедии. Покупались костюмы, с хористами занимались, их кормили. Говоря современным языком, мы бы назвали человека, который за все это платил, продюсером.

Над чем смеялась античная комедия?

Давайте представим себя на месте древнего грека, который пришел насладиться театральным действием, а может посмеяться.

Первая составляющая античной комедии — сиюминутный смех. Смех над тем, что происходит сейчас. В комедии нужно было смеяться прежде всего над теми, кто живет рядом с тобой. Причем чем важнее человек, тем сильнее это делать.

Многие имена различных деятелей афинской культуры V века мы знаем только благодаря комедии: если бы их не обругали, а в комедии редко о ком говорят хорошо, мы бы просто ничего о них не знали.

Греческие театральные маски. Фото Рinterest.ru

Второе, над чем смеялась комедия — повседневная жизнь города.

Смехотворен был также вид членов хора. Выходя на сцену, те сразу показывали, что они — актеры комедии. Яркие костюмы, маски зверей, предметы, демонстрировавшие комедийную принадлежность, — вот что было важными атрибутами.

Как и сейчас, в древнегреческих театральных представлениях важную роль играла внешняя составляющая. Комедия была смешной еще и потому, что смешным было само действо. Всегда кого-то должны были бить, нужно было танцевать непристойный танец или бегать по сцене с криками «Пожар! Пожар!». Все это чрезвычайно занимало публику, хотя и не являлось главным в постановке.

Искусствоведы отмечают, что важной особенностью афинской комедии было то, что активное участие в действии принимала публика, которая судила, кто лучше, а кто хуже.

Актеры неоднократно апеллировали к публике, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле. Когда герой говорит: «Да, мало тут знающих людей», он при этом делает жест в сторону зала — и, соответственно, афиняне понимают, что они не очень знающие. И в той же комедии этот герой может сказать:

«Какие замечательные люди вокруг нас», — и тоже сделать жест в адрес публики.

Посредством актерской игры передавались и некоторые важные идеи, которые автор считал необходимым донести «до широких масс».

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о