Гауптвахта. 1856 год. Неоготика. Памятник архитектуры федерального значения. Автор-архитектор не установлен. Ныне – Музей истории города Оренбурга. Адрес: улица Набережная, 29.

50 жемчужин Оренбурга: миниатюрный замок в неоготическом стиле

Набережная Урала – это место, где «каждый камень историей дышит». В непосредственной близости от Дома оренбургских генерал-губернаторов находится ещё один замечательный памятник архитектуры – так называемая Гауптвахта.

Здание построено в 1856 году во время второго правления генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского и предназначалось для размещения архива и денежной кладовой. Не сохранилось сведений, использовалось ли это здание по первоначальному назначению, зато точно известно, что уже в следующем 1857 году при новом генерал-губернаторе Александре Андреевиче Катенине в этом прекрасном памятнике архитектуры разместилась воинская тюрьма – гауптвахта для унтер-офицеров. В западном корпусе разместилась караульная служба, в северном крыле устроили камеры для заключённых. Диссонансная гауптвахта явно нарушала парадный облик набережной реки Урал.

Волшебной силой своего воображения давайте перенесемся в город Оренбург середины ХIХ века. Долгие, тяжкие годы царизма. Наш народ живёт в кабале под невыносимым гнётом самодержавия и крепостничества. Из мрачных казематов гауптвахты доносятся жалобные стоны заключённых, лают и воют караульные собаки, в общем – жуть и мрак! Эти леденящие душу звуки пугают мирных горожан, прогуливающихся с детьми по красивой набережной реки Урал. Рядом с гауптвахтой стоит золотой Преображенский собор. Собор и тюрьма – как много дум наводит этот художественный образ! «От тюрьмы да от сумы не зарекайся» – всегда говорили на Руси.

Здание Гауптвахты, музей истории Оренбурга

С тех пор прошло много времени. В стране произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, в город Оренбург пришла советская власть, отгремели залпы Великой Победы, по улице Советской поехали троллейбусы, умер Сталин и участились перебои с осетровой чёрною икрой, уже советский народ пышно отпраздновал шестидесятилетие советской власти, а гауптвахта с окружавшими её деревянными заборами, колючей проволокой, арестантами и охранниками как была, так и осталась на своем месте.

«А что, нормально!» – возможно, подумаете вы. На берегу Урала – свежий воздух, все условия для отдыха и приятного времяпрепровождения. Здесь, вдали от городской суеты, можно подумать о смысле жизни, о смерти, о славе и о многом другом ещё можно поразмышлять, о многом другом…

Сто с лишним лет просуществовала гауптвахта на городской набережной и при этом воздух отнюдь не «озонировала». Наконец в 1978 году, благодаря стараниям Председателя Горисполкома Юрия Дмитриевича Гаранькина, здание передали Музею города Оренбурга (открылся в 1983 году). Предстояло полностью перепланировать внутренние помещения под размещение музейной экспозиции по истории города. Интерьеры музея оформляли известные оренбургские художники Владислав Михайлович Еременко, Антон Антонович Власенко, Юрий Яковлевич Гилев и другие. Особое внимание Юрий Гаранькин уделил восстановлению часов-курантов на угловой башне музея. Это была целая эпопея.

По чертежам оренбургского часового мастера Николая Степановича Кузнецова на предприятиях города были изготовлены маятниковые часы с колокольным боем. Семь колоколов отлили на Оренбургском тепловозоремонтном заводе. Сборку механизмов осуществил слесарь оренбургского завода «Металлист» Михаил Васильевич Шадрин. Активное участие в воссоздании часов-курантов принимал оренбургский архитектор Александр Сергеевич Иванов.

Нет уже ни Гаранькина, ни Кузнецова, ни архитектора Иванова, а уникальные часы-куранты на башне Музея города Оренбурга исправно показывают на своём циферблате точное время суток и каждые полчаса оглашают окрестности колокольным звоном, радуя жителей и гостей нашего города.

Особенности архитектуры

Гауптвахта является уникальным памятником архитектуры ХIХ века, другого такого нет не только в нашем регионе, но и в нашей стране. Своим романтическим внешним обликом она напоминает миниатюрный средневековый рыцарский замок с башнями, готическими стрельчатыми арками и окнами, крепостными зубцами, пилонами, контрфорсами, амбразурами и другими изящными архитектурными формами из далёкого прошлого. Стиль постройки – неоготика. В истории архитектуры в разные периоды времени этот архитектурный стиль назывался по-разному: то неоготика, то псевдоготика, то ложная готика, но суть оставалась одной и той же – это стилизация форм готической архитектуры ХII – ХIV веков.

Гауптвахта — это не здание, а миниатюрный, но целостный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких разномасштабных объемов, объединенных общей композицией и похожими архитектурными деталями. К сожалению, в советское время утрачена южная и восточная части ансамбля, состоящие из красивых ворот с аркой, кирпичной ограды с башенками и других ценных архитектурных элементов, выполненных в стилистике неоготики (между прочим, восточная часть Гауптвахты изображена на одной из картин Лукиана Попова в зале Музея ИЗО, что является одним из доказательств существования этих архитектурных элементов в начале ХХ века).

В плане композиция ансамбля Гауптвахты напоминает букву «Г». В месте соединения западного и северного крыльев ансамбля возвышается угловая восьмиугольная башня. На её стенах эффектно размещены двойные узкие окна-амбразуры. Башня разделена горизонтальными поясами на четыре яруса. На верхнем из них находятся куранты с круглым циферблатом и часовыми стрелками. Наверху башня увенчана крепостными зубцами Довольно невысокая по абсолютным размерам часовая башня Гауптвахты служит отличной архитектурной доминантой Дмитриевского (бывшего Атаманского) переулка.

Главный вход в музей размещен на западном фасаде в центре массивного трёхгранного ризалита, с зубчатым бруствером над белокаменным карнизом. Главный вход оформлен в виде большого дверного проёма с изящной стрельчатой аркой. С двух сторон от главного входа размещены большие окна со стрельчатыми арками и готическими оконными заполнениями. Над главным входом красуется надпись – «1856».

Все фасады Гауптвахты прорисованы очень умелой рукой и отличаются хорошими пропорциональными членениями. Двойные оконные проёмы на первом этаже, готические окна второго этажа северного корпуса, великолепные угловые башенки, крепостные зубцы, выступающие из фасадов пилоны, ризалиты и другие архитектурные формы украшают этот изумительнейший из изумительных памятников архитектуры.

Особенно следует отметить цветовое решение Гауптвахты, основанное на контрасте красного лицевого кирпича и белокаменных архитектурных деталей. Стены фасадов облицованы необыкновенно красивым по цвету «поливным» кирпичом, эффектно поблёскивающим на солнце. Боковые поверхности кирпича (ложки и тычки) покрыты ценной глазурью. Каждый кирпичик в чём-то отличается от соседних кирпичей, создавая приятные тональные и цветовые нюансы облицовки. Благодаря этому эффекту фасады Гауптвахты выглядят очень живописно.

К великому сожалению, в полной мере полюбоваться этим архитектурным шедевром сейчас невозможно. Со стороны главного входа здание музея скрывается за густой зеленью высокоствольных деревьев. С двух других сторон находится промышленная территория предприятия «Оренбургводоканал», куда вход строго запрещен. С северной стороны музея расположены автостоянка и высоковольтная электрическая подстанция, находиться рядом с которой далеко небезопасно для здоровья.

В конце 1970-х перед главным входом в Музей города Оренбурга обустроен палисадник с подпорными стенками из плит ракушечника и малыми архитектурными формами в виде металлических шаров с цепями. В 1977 году в этом палисаднике на самом парадном месте перед главным входом в музей установлен огромный, грубый, совершенно не соответствующий по масштабу зданию и довольно уродливый памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Скульптуру выполнена армянским скульптором В.С. Степаняном без участия архитектора. Пьедестала у памятника нет вообще, поэтому создается впечатление, что Пушкин уселся прямо на землю. Скульптура великого поэта выполнена с серьёзными анатомическими погрешностями, которые автор безуспешно пытается скрыть в складках широкой дорожной одежды. У Пушкина непропорционально большие кисти рук с огромными негнущимися пальцами, как у сельского мужика. В правой руке великий поэт держит нечто вроде современной авторучки, что выглядит странно. И, наконец, портретное сходство скульптуры с Александром Сергеевичем Пушкиным вызывает большие сомнения.

Когда-то давно неизвестный поэт написал:

В своих портретах, как ни бился,
Добиться сходства он не мог.
Детьми его утешил Бог, —
И в них он сходства не добился!

Но нашим горожанам полюбился и такой Пушкин. К памятнику подъезжают свадебные кортежи, люди постоянно несут цветы и с удовольствием снимаются «на фоне Пушкина». Место уж очень хорошее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о