«Душистые радости» - мыло из Коломны

Хотите знать, чем пахнет праздник в Оренбурге?

Если вы хотите продлить праздничное настроение, то вам – в галерею «Оренбургский пуховый платок» – на выставку с говорящим названием «Чудесные запахи Нового года».

Экспозицию совместно с сотрудниками музея изобразительных искусств подготовил доцент кафедры графического дизайна Оренбургского государственного университета, искусствовед Геннадий Найданов, который проводит новогодние и рождественские выставки в нашем городе вот уже 20 лет. В этом ему активно помогают студенты ОГУ и художественного колледжа, а также учащиеся студии дизайна. Были выставки, посвящённые чаепитию, плюшевому мишке, куклам, праздничным открыткам, конфетам и много чему ещё столь же занимательному. И вот – ароматы новогоднего праздника.

— У каждого праздника свой запах. Это ощущается даже в их названиях – Яблочный Спас, Медовый Спас, — считает искусствовед Ирина Бушухина. — Да что праздники, страны и те имеют свои запахи. Индия — это специи, пряности. Скандинавия — зимняя свежесть. Россия пахнет молоком и хлебом. А в Новый год царствует запах хвои, мандаринов и духов.

Парфюм – это вообще целый мир. Это своего рода – машина времени. За каждой парфюмерной бутылочкой стоит страна, событие, легенда, эпоха.

Геннадий Найданов – тот, кто дарит праздник

Выставка и стала, благодаря Геннадию Александровичу, неким путешествием на этой машине времени по странам и эпохам, чудесным образом уместившимся в одном отдельно взятом музейном зале.

Вот Россия. Начало прошлого века. Дамский столик, за которым «наводилась красота». Флакон из-под французских духов того времени. Щипцы для завивки волос, гребни. Здесь же — игральные карты «Русский стиль», репринт с карт, которые были созданы в 1913 году к 300-летию Дома Романовых, где представители царской семьи изображены в русских костюмах. Создавая идеальный образ, дамы раскладывали пасьянс, чтобы узнать ответы на волнующие вопросы.

А в кувшинчике на дамском столике, между прочим, наливочка

Вот ещё витрина с дореволюционными артефактами. Флакончик, расписанный вручную. Аптечные склянки – ароматические соли и эссенции раньше продавались в аптеках, весы и прочие атрибуты империи запахов. Здесь же – флакон из-под одеколона «Северный», эскиз которого выполнил автор «Чёрного квадрата» Казимир Малевич. Конец XIX – начало ХХ века по праву можно назвать «золотым веком русской парфюмерии». Сейчас мало кто знает, что российские парфюмеры занимали на престижных международных выставках гран-при, и получили оценку в Париже как «выше всяких похвал».

Авторские флаконы и открытки от Людмилы Махнёвой

История парфюма, конечно, невозможна без легендарных французских духов, без итальянских парфюмеров — самые яркие из них нашли свое место в выставочном пространстве. Кстати, если немножко поскрести, то среди авторов брендовых ароматов можно обнаружить русских парфюмеров. Так, духи Шанель №5, три капли которых «надевала» на ночь вместо пижамы Мерилин Монро, придумал и предложил Коко Шанель наш соотечественник.

Следуем по выставке дальше. Вот восточные духи из магазина арабской парфюмерии. Изысканный флакон в форме скрипки со сладким амбре внутри — это знаменитая «Джамиля». А эти деревянные расписные флакончики из-под розового масла привезены из Болгарии. Рядом – миниатюрный флакон, расписанный специальной кисточкой изнутри. Огромный интерес зрителей вызвал пузырёк с надписью «Найданов». Да-да, это именные духи Геннадия Александровича. Изысканный мужской аромат.

Флакон, расписанный изнутри

Особое место в экспозиции занимает стенд с ладаном. Ведь ладан, помимо магических свойств против нечисти, обладает весьма яркими ароматическими свойствами. А вот привет из старинной Коломны – мыло из лаборатории музея-фабрики «Душистые радости». Упаковка и рецептура восстановлены по архивным материалам. Точно так же, как и представленная здесь коломенская пастила, которая лечит от запоя. В былые времена её продавали в аптеке, как лекарство.

Очень интересно рассматривать жестяные коробки для чая, печенья, леденцов из Троице-Сергиевой лавры. Ведь на крышках – изображения с видами лавры. Даже имена живописцев указаны, как на подлинном произведении искусства. Это и есть произведение искусства – дизайнерского. Занимается всем этим ученик Найданова — искусствовед Михаил Мищенко. Многое из того, что перечислено в этой публикации, представлено в экспозицию им.

Легендарная «Красная Москва»

Почетный гость и участник выставки — Елена Семенищева, заведующая научно — экспозиционным и выставочным отделом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Она приехала в Оренбург с авторской коллекцией вышитых елочных игрушек.

Экспозицию выставки дополняют произведения оренбургских и российских живописцев из фондов музея, косметические наборы, шкатулки, милые женские «безделушки» из частных коллекций.

Какой же праздник без музыки?

Следующая новогодняя выставка будет посвящена игре. Она так и будет называться — «Время игры».

Прямая речь

Виталий Зимаков, начальник управления культуры искусства, образовательной политики:

— Для меня Новый год – ёлка, бой курантов, шампанское. И Найданов. 22 года назад я первый раз стал участником новогоднего и рождественского проекта Геннадия Александровича, который проходил в старом здании библиотеки имени Крупской. Попал я туда не по своей воле, а по воле педагога. Я тогда учился на артиста. Мне надо было сдать зачёт по истории искусств. Мы пришли туда втроём — я в роли Деда Мороза, Снегурочка и Зимушка-Зима. Пришли, честно говоря, чтобы поставить «галочку». Но то, что мы тогда увидели, нас поразило. Люди ходят в валенках и лаптях, в домотканых платьях, поют рождественские колядки. Звучит завораживающий рассказ о Рождестве. Об этом тогда никто не говорил. Это не популяризировалось. Я очень рад, что эта традиция не прерывается. Она развивается. Появляются выставки в музее. И каждый год они разные. Кто мог представить, что о Новом годе можно рассказать через запахи? Я очень рад, что много лет являюсь поклонником и частью проекта Геннадия Александровича. Надеюсь, что все, кто побывает в этом зале, получат огромное удовольствие от праздника запаха и цвета.

Елена Семенищева, заведующая научно-экспозиционным и выставочным отделом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника

— То, что я привезла в Оренбург, не пахнет, но в этих вышитых игрушках присутствует неосязаемый аромат – аромат Рождества, Нового года. Возможно, эти работы кого-то подвигнут на рукоделие. У меня это случилось не в одночасье. Это началось, когда мои дети были маленькими, и продолжалось в течение нескольких лет. Сейчас у меня уже две внучки. А начала я вышивать, чтобы дети, срывая игрушку с ёлки, не смогли её разбить. Так и получилась коллекция.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о