«Господи, прости его» (Портрет Толстого). Михаил Остапов

Лев Толстой и наивные художники: новая выставка в музее ИЗО

В день открытия выставки «Читаем Толстого» на Оренбург обрушился снегопад. Поэтому вернисаж в областном музее изобразительных искусств был не очень многолюдный. А жаль! Потому что это очень своеобразная экспозиция. Она посвящена 190-летию со дня рождения писателя и включает произведения восьми оренбургских художников, работающих в жанре наивной живописи.

При чём тут Толстой и Оренбург? А при том, что Лев Николаевич в течение десяти лет, с 1860 по 1870 год, приезжал в Оренбургский край на лечение кумысом. Встречался с оренбургским губернатором Николаем Крыжановским. И даже задумал писать исторический роман, «местом действия которого должен быть Оренбургский край, а время Перовского…». Прототипом одного из главных героев должен был стать Перовский. Здесь, в заволжских степях на реке Тананык, у Толстого имелось поместье. В тяжелейшие голодные годы он помогал крестьянам выжить.

Наивные художники — тоже ну очень оренбургская тема! Начиная с 70-х годов музей изобразительных искусств собирает уникальную коллекцию наивного искусства, которая сегодня известна не только в России. Посмотреть на неё приезжают даже из-за границы. За последние годы её пополнили работы, посвящённые русским классикам – Александру Пушкину, Сергею Аксакову. Два года назад музейщики предложили наивным художникам тему «Читаем Толстого».

Лев Николаевич, собственной персоной

В новую экспозицию вошли живописные и графические работы, а также самобытные куклы, которые стоит посмотреть ценителям не только изобразительного искусства, но и русской словесности. Как каждый автор нашёл что-то своё, отвечающее его внутреннему состоянию, так и каждый зритель найдёт созвучие мыслям классика.

Михаил Остапов представил на выставку портрет Толстого за рабочим столом. Он писал эту картину несколько лет. Перечитал не только его книги, но и книги о нём. Просмотрел полсотни фотографий писателя. Было написано восемь портретов, сделано 20 рисунков рук. Вот как трудятся наивные художники!

— Работая над этим портретом, я заметил два важных обстоятельства: Лев Николаевич умер на станции Астапово, название которой перекликается с моей фамилией. Ему было 82 года. А я на 82-м году написал его портрет, — подчёркивает автор.

Павлу Серову хотелось показать в своих работах то, что Толстой приезжал в Оренбург и встречался с правителем края. Но об этой встрече ничего неизвестно. Писатель сказал только: поездка была благополучной. А художник дофантазировал, изобразив на своей центральной картине атмосферу европейского города с азиатским лицом. Две других его работы — портрет молодого Толстого времён «Севастопольских рассказов» и иллюстрация к этому произведению. И это не случайно. С Крыжановским они воевали в Крыму.

Лариса Нестерова представила около 40 работ. Несколько живописных и целый зал графических. Для этого перечитала от начала до конца «Войну и мир». Так появилась замечательная галерея портретов героев романа, в том числе Кутузова, Багратиона, Наполеона. Четыре месяца делала только графику. Соскучилась по живописи. И написала иллюстрацию к басне Толстого «Лисица и виноград», которую назвали шедевром наивного искусства.

Любовь Калакина привезла из Медногорска две мозаики. Обе посвящены Анне Карениной. А выложены они из… осколков разбитой посуды.

— У нас часто билась посуда. Я оставляла стёклышки. Бывая на море, привозила ракушки, — рассказывает художница. — А когда объявили о выставке, я загорелась. Тут-то мне всё это и пригодилось. Когда-то у нас были красивые фужеры. Они разбились. Я сделала из них платье для Анны.

«Много ли человеку земли нужно?». Борис Жуков

Вот так, из стёклышек, камушков и ракушек, получилась трагическая встреча Анны с сыном. «Как это получилось?» — спросили у автора. «Искусство рождается внезапно», — ответила она.

Ирина Липатова — экономист по образованию. Шесть лет назад увлеклась изготовлением народной тряпичной куклы. Говорит, сердце ёкнуло, когда предложили участвовать в этой выставке. Услышала посыл: читайте «Азбуку для детей» Толстого. Пошла читать.

– Для той манеры, в которой я работаю, это самое то, — улыбается Ирина. — Анну Каренину в моей манере изобразить сложно. А простые короткие предложения, написанные Толстым для обучения детей чтению и письму, как раз подошли, нашли отзыв в моём сердце. Простейшие предложения звучат музыкой. Читаю: «Была у деда баба, оба были седы». И рождается вот эта пара – старик со старухой. Так же и с другими иллюстрациями «Азбуки».

Работы художницы из Подмосковья Инны Доценко похожи на иконы. И это не случайно.

На фоне мозаик Любови Калакиной

Она религиовед. Занималась восстановлением подмосковных храмов. Писала и реставрировала иконы в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Это не могло не отразиться на её творчестве.

Борис Жуков — майор запаса. Как и другие участники выставки, активно начал писать в зрелом возрасте. Вдохновлённый философскими воззрениями классика русской литературы, он написал работу по рассказу Толстого «Много ли человеку земли нужно?», заставляющую думать об очень серьёзных вещах. Да что там – о вечности!

Екатерина Кириллова — самая юная участница выставки. Она учится в ординатуре медицинского университета. Пишет стихи, играет на сцене студенческого театра «Горицвет», поёт и пишет картины, на которые её вдохновили роман «Анна Каренина», повесть «Хаджи Мурат» и рассказ про Бурёнушку.

Екатерина Кириллова – самая молодая участница выставки

Выставку ещё до открытия, увидев ролик в соцсетях, высоко оценил директор музея Толстого в Москве Сергей Архангелов. Успехов авторам пожелал праправнук писателя Владимир Толстой. Эта экспозиция будет представлена во многих литературных и не только музеях России.

Следующая выставка наивных художников, которая откроется в апреле, будет посвящена первому космонавту мира Юрию Гагарину, которому в предстоящем году исполнится 85 лет со дня рождения.

Прямая речь

Лидия Медведева, искусствовед:

— Я с трудом представляла, как это можно совместить. Лев Толстой – великий писатель, философ, гениальная личность. И художники, которые не имеют профессионального образования. Но дело, наверное, не в школе, не в стиле, не в направлении, к которому художник принадлежит. А дело в том, есть ли у вас сердце и какое это сердце. Есть ли у вас желание – страстное, непреодолимое – работать. Тому, как пишут эти художники, можно только позавидовать. С такой страстью, с таким напряжением. Открываем выставку, а работы всё несут. Они и сейчас продолжают работать над этой темой. Толстой, приезжая в наши степи несколько лет подряд, был очарован этим краем, этим народом. Он говорил: «Я слушал английских парламентариев, как-то скучно мне было. А тут башкиры, простые люди – оторваться не могу, слушаю – как бы чего не пропустить». Простота и мудрость — именно это присуще наивным художникам. Наив и начинается с того, что художник соединяет непосредственность и мудрость.

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о