Как мастер Тремаз из Орска стал кожевником?


Александр Тремаз, фото из архива героя

Изделия ручной работы – мода или дань традициям? На этот и другие вопросы редакция «Оренбургской недели» решила ответить вместе с мастерами, изготавливающими необычные вещи. И первым героем стал Александр Тремаз, кожевник из Орска.

Фамилия Тремаз на самом деле есть не что иное, как псевдоним. Тремаз — это имя предка Александра, жившего в первой половине XVIII века. В переводе на русский язык оно означает «Мастер». Когда у Александра возникла идея разместить в популярной социальной сети страничку, посвященную своим работам, он решил назвать ее «Мастерская Тремаз». Кстати, в дальнейшем таким образом он стал клеймить и свои изделия.

— Сам я коренной орчанин. Еще в советское время вместе с родителями на несколько лет переезжал в село, находящееся в Башкортостане. Затем семья вернулась в Орск, но это село я продолжаю навещать регулярно, как минимум раз в год. По окончании школы учился в ОГТИ, окончив его с красным дипломом, собирался работать преподавателем-психологом. Самое печальное, что уже в процессе получения высшего образования стала видна полная бесперспективность выбранного направления. Вернувшись после срочной службы из армии, я прошел по нескольким местам в поисках вакансий по специальности. Дальше, я думаю, вы понимаете. Я пошел работать в совершенно другую отрасль, – рассказал Александр.

Однако к кожевенному делу наш собеседник пришел не так давно.

«Люблю создавать»

— Как появилась идея заняться кожевенным ремеслом?

— Вообще, мне очень нравится работать не только головой, но и руками. Люблю создавать разные вещи. Особенно такие, которые проблематично найти в продаже. Считаю, что мне это досталось от предков, особенно от отца. Он всегда что-то делает, изобретает и совершенствует, даже сейчас, когда уже давно на пенсии. Кожа — материал сам по себе интересный, привлекающий. Мало того, что он натуральный, к тому же обладает такими качествами, как прочность, экологичность, долговечность. Вещи из натуральной кожи давно мне интересны. Но не всегда они были доступны. Во-первых, их цена достаточно высока. Во-вторых, с каждым годом в свободной продаже все реже и реже можно встретить изделие из настоящей качественной кожи. Вот и я, однажды решив приобрести себе сумку из натуральной кожи, попросту не нашел ничего подходящего в продаже. Решив, что проще эту сумку сшить самому, я так и сделал. Конечно, она получилась неидеальной, шил я ее на машинке, особо не имея опыта работы. Было это почти десять лет назад, но этой сумкой я пользуюсь до сих пор. Далее я захотел сделать еще несколько изделий для себя. Купил некоторое количество кожи и… Все, что я делал, дарил друзьям и знакомым. Для себя на данный момент я сделал лишь новый ремень.

Все изделия уникальны

— Как шло становление вас как мастера?

— Изначально у меня был замысел делать вещи этнической направленности. У нас очень богатая история, очень интересная культура, но в быту она практически нигде не отражается. Мне хотелось исправить это положение дел. Хотя бы рядом с собой. Но вскоре я выяснил, что мне не хватает опыта для реализации всех задумок. В итоге решил потренироваться на более простых вещах, набраться опыта… И до сих пор никак не наберусь (улыбается).

Традиции стали модными?

— Сейчас изделия ручной работы – это просто мода на традиции? Или, действительно, возвращение к корням?

— Определенный бум на изделия ручной работы это в какой-то степени, действительно, дань моде. Хотя это и отображение экономической ситуации. Помните, как раньше практически вся одежда шилась с нуля? Особенно женские платья. А почему? Потому что выбора в магазинах практически не было. Что касается возвращения к корням. Когда-то в России вообще очень развито было производство кожи. Даже в Орске имелся кожевенный завод. На данный момент в стране разваливаются оставшиеся немногочисленные кожевенные предприятия. Не считаю это возвращением к традициям.

— Если заговорили про заводы… А чем на самом деле отличаются изделия ручной работы от фабричных?

— В кожаных изделиях это, прежде всего, шов. Ручной седельный шов, в отличие от машинного шва, очень сложно распустить. И даже если пара-тройка стежков на таком шве когда-либо перетрется, шов все равно не распустится. Отдельное слово о нитках. Например, у меня дома швейная нитка держит дверь, чтобы она не открывалась дальше, чем нужно. Каждый раз, когда дверь открывается, эта нитка звенит как струна, но не рвется. И так уже целый год! Ну и самое главное — это индивидуальность. Каждое изделие уникально.

«Многих вещей нет в стране»

— Есть ли сложности в работе? С чем могут столкнуться начинающие мастера?

— Самая главная сложность в первую очередь заключается в высоких ценах на расходные материалы и инструменты. Во-вторых, в том, что даже за высокую цену можно купить товары низкого качества. В-третьих, многих нужных вещей для такой работы попросту нет в стране. Ну и есть еще одна такая небольшая сложность. Я самоучка, обучался, черпая информацию из различных источников, в том числе из Интернета. И оказалось, что многие советы в Интернете могут очень сильно ввести в заблуждение. Часто советы по обработке кожи даются с нарушением технологии и без понимания последствий таких советов.

Такой ремень прослужит вам не один десяток лет!

— Вы говорите, что многих необходимых вещей нет в стране. Где же вы покупаете кожу и сопутствующие материалы? Легко ли их достать, живя в Орске?

— В Орске для работы с кожей нет ничего: ни кожи, ни инструмента, ни фурнитуры. Можно даже не искать. Все покупаю в других городах. А инструмент для работы заказываю из Японии.

— Для кого чаще всего делаете изделия?

— Чаще всего – для друзей и хороших знакомых.

— А какую самую необычную «работу» вы выполнили?

— На мой взгляд, изделия у меня вполне обычные. Есть, конечно, те, что нравятся мне больше других. Делал, например, ремень для преподавателя «Русского Боевого Искусства» Вячеслава Александровича Полещикова. Пряжку для этого ремня заказывал у челябинских кузнецов. На самом ремне по всей длине рисунки и надписи, выполненные лазером. Ну или делал для друга кошелек, полностью покрытый тиснением в ковбойском стиле. Делал еще интересные ножны для ножа с руническими знаками… Считаю, самые необычные изделия у меня впереди.

А можно и сумку!

— Где и как черпаете идеи?

— Идеи в первую очередь рождаются в собственной голове. Хотя бывает и так, что увидел какую-то картинку и захотел сделать нечто в таком же стиле.

Про ярмарки мастеров

— В России довольно популярны разнообразные ярмарки мастеров, где (в том числе через Интернет) можно купить вещи, сделанные своими руками. На что стоит обратить внимание людям, которые хотят себе купить такие изделия?

— В первую очередь нужно обратить внимание на качество работ того или иного мастера. Не все мастера делают качественные вещи. Хотя, кстати, работы наших орских мастеров у меня не вызывают никаких нареканий по качеству. Если хотите заказать у кого-либо сложное изделие, то учитывайте, что такие вещи делаются долго. Например, только на ручную прошивку кожаного ремня может уйти шесть часов — практически рабочая смена!

О жизни

— Какими принципами вы руководствуетесь в жизни и работе?

— Человек в любой ситуации должен быть человеком. Делая работу либо совершая какие-то поступки, я должен понимать, что именно я делаю, и быть ответственным за это.

— Если бы у вас была возможность начать работу сначала, что бы вы изменили?

— Сослагательное наклонение здесь не обязательно. Почти у каждого существует возможность начать сначала как работу, так и многое другое.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о