Театр сбывшихся надежд: никогда не поздно стать артистом


Анатолий Нищев. Фото автора

Анатолий – из тех, кого называют бессребрениками. Вот и фамилия у него соответствующая – Нищев. Но светлее, добрее, жизнерадостнее него трудно найти человека. И всем этим, чем богат в избытке, он щедро делится с людьми. Добавьте к этому умение петь, играть на баяне, блестяще перевоплощаться в сценических персонажей, копируя голоса известных артистов, и вот он, человек-праздник!  

Мы познакомились с ним несколько лет назад. Он пришел в редакцию и предложил проводить перед Новым годом «прямую линию» с Дедом Морозом для читателей «Оренбургской недели». И 16 лет принимал звонки в преддверии любимого всеми праздника в качестве Деда Мороза, создавая детям и взрослым замечательное предновогоднее настроение.

В 2015 году Анатолия пригласили возглавить самодеятельный театр «Ренессанс» при  Оренбургском отделении Всероссийского общества инвалидов. Коллектив тогда переживал не лучшие времена. Собственно, от коллектива и оставалось-то два человека. Сегодня это полноценная труппа, насчитывающая до полутора десятков человек.

Кабачок «13 стульев» в интерпретации театра «Ренессанс». Фото из архива театра «Ренессанс»

Возрождая «Ренессанс», Анатолий создал своего рода ретро-театр. В его репертуаре — концерт по песням 60-70-х «Мы с вами где-то встречались», представление по эстрадным номерам когда-то очень популярной передачи «Вокруг смеха», сценическая версия телефильма Аркадия Райкина «Волшебная сила искусства», литературный вечер по стихам Ларисы Рубальской «Женщина в самом соку», сценическая композиция «По следам «Кавказской пленницы», программа «Кабачок «13 стульев». В афише театра есть спектакли и для детей «Рукавичка», «Я цыпленок, ты – цыпленок», «Репка», «По щучьему велению», «Пригласительный билет» — по радиопередаче для дошколят.

Постановки пользуются огромным успехом. Когда звучат песни прошлого века, у многих из тех, кто в зале слезы на глазах – это песни их молодости. Да еще и артисты играют с таким энтузиазмом, что никого не оставят равнодушным. Они и сами люди «возрастные». Им близко то, что они делают на сцене.

Строго говоря, участники «Ренессанса» — не артисты. Это люди, которые приходят сюда, чтобы реализовать то, что не успели осуществить в течение жизни. Кто-то хотел стать артистом, но не стал. Кто-то прекрасно пел, но выбрал профессию, далекую от сцены. А «Ренессанс» дал им шанс попробовать себя в ином качестве.

«Они приходят на репетицию с бадиками, которые, уходя домой, могут и перепутать, — улыбается Анатолий. – Но играют с большой самоотдачей. Фонтанируют идеями. И забывают про свои болезни. Глядя на них, я всякий раз убеждаюсь, что сцена лечит. Юлия Ивановна Дворникова, например, из больницы на репетиции приходила. Кстати, мы Юлии Ивановне бенефис делали. Она руководит музыкальным коллективом «Славяночка», сама хорошо поет и играет в наших спектаклях. Кому и делать бенефис, как не ей!»

Впрочем, здесь каждый заслуживает внимания. Кто-то играет на баяне, кто-то на гитаре, все поют и многие пишут стихи.

По следам «Кавказской пленницы»

Анатолий и сам прекрасно владеет словом. Чтобы успокоить одну из своих актрис, которая волновалась, что у нее могут отнять роль поросенка, написал такие шуточные строчки:

Кто отнимет роль поросенка у Зубриловой Любы,
Тот получит по морде или даже в зубы,
Жизнь – штука сложная, не простая,
Она даст по морде, я ее знаю.

Для пожилых людей театр «Ренессанс» — это еще и «роскошь человеческого общения». Они идут сюда за теплом и добрым словом.

Все бы хорошо, но Анатолию, как руководителю, не хватает молодежи. Очень нужны люди, знающие компьютер. Чтобы и видео включить во время представления, и музыку. Ну и, конечно, ждет молодых людей, которые хотят раскрыть свои творческие способности на сцене.

А для юных зрителей – сказки
В Москву, в Москву…

Сам Анатолий с детства мечтал стать артистом. После окончания школы пошел работать в кукольный театр, который тогда возглавляла Людмила Филиппова.

«Мне было очень интересно наблюдать за работой режиссера, — рассказывает он. — Я же с малых лет кукольным театром занимался. На следующее лето сорвался в Москву поступать. Людмила Михайловна меня уговаривала: не уезжай, будешь здесь работать и станешь артистом. Нет, я, молодой дурак, поперся в столицу».

Не поступил. Потом увлекся кино. Начал сказку снимать. Однажды попал в пионерлагерь «Буревестник» для детей работников киностудии Горького. Там как раз снимали фильм «Завтрак на траве», в котором были задействованы известные артисты — «усатый нянь» Сергей Проханов, легендарный Шурик Александр Демьяненко, Валентина Талызина. Анатолий тоже там был человеком неслучайным — вел кукольный кружок. И по совместительству играл Нептуна в театрализованных представлениях. Был любимцем лагеря. Сейчас «Буревестник» в руинах. В 90-е годы его не сберегли, забросили.

«В 1999 году в Оренбург приезжал режиссер Владимир Грамматиков, привозил свой фильм «Маленькая принцесса», — вспоминает Анатолий. — Мы с ним встречались, разговаривали минут 50. Он жаловался, что студию закрывают. Павильоны берут под сериалы. Детское кино снимать некому. Ролан Быков умер. И детского кино не стало».

Сцена из спектакля «Рукавичка»
Человечеству хочется песен

Помимо театра Анатолий со своим верным другом баяном работает еще в трех музыкальных коллективах от общества инвалидов. Люди хотят петь, душа просит песен, а баянистов не хватает. Баян в его жизни появился случайно.  Отец был проводником на железной дороге. Один раз привез из поездки музыкальный инструмент. Толику было 10 лет. Он уже увлекался театром кукол. Отец говорит: «Солдаты ехали в поезде, баян оставили. Хочешь поучиться?» «Давай». Сначала сам ковырялся. Потом пошел в первый класс музыкальной школы. Освоил азы, стал кое-что играть. Но как дошло дело до сольфеджио, заленился.

Пан Директор

«Сейчас  жалею, что бросил учиться, — признается Анатолий. — Но баян не бросил. До сих пор играю. Сам подбираю мелодии сходу. Я слухач хороший. И пою. В 2016 году ко мне подошел Александр Дмитриевич  Степанов и говорит: «Вы хорошие песни поете, а сами сочиняете?» «Нет». «У меня есть стихи «Оренбургский вальс». И музыка к ним, но она, мне кажется, не подходит. Может, вы попробуете?» Попробовал. Подбирал-подбирал. Несколько дней. Но меня это не устраивало. А потом вдруг раз — и получилась музыка. Вот с 2016 года начал песни сочинять. У меня уже 15 песен. Мне понравился процесс».

Еще раз про любовь

Размышляя о своем пути, Анатолий пришел к мысли, что первую часть жизни занимался кукольным театром и детьми, а вторая часть жизни отдана пожилым людям. Сейчас, говорит, у меня нет папы и мамы и я с ними, как будто с родителями. Мне так хорошо и тепло с ними.

Настоящие пани!

«Не жалею, что так и не поступил в Москве на артиста, — рассказывает Анатолий. —  И что не стал профессиональным режиссером. В театре «Ренессанс» я и играю, и пробую кино снимать, и клипы делать. Рад, что здесь есть люди, которым я нужен. Я встречался с известными людьми, учился у них. И горжусь, что могу для своих подопечных в какой-то степени быть дорогим и нужным человеком. Они меня в гости зовут. Говорят, нам ваших песен не хватает. Ну что еще надо, если так тебя любят?»

Однажды Анатолий написал что-то вроде эпиграммы на себя самого:

В искусстве и в жизни Нищев все ищет, ищет, ищет…

А, по-моему, он давно уже нашел. Самое главное – себя в этой жизни.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о