«Я оживу, как оживают деревья весной…»: вернисаж Ильдара Гафиятуллина


Ильдар Гафиятуллин «Семья». Фото автора

Вернисаж Ильдара Гафиятуллина в галерее искусств «На Пушкинской» начался с аплодисментов.

Его жизненный путь завершился в 35 лет. Он так неожиданно умер, что этот уход стал шоком для всех. У тех, кто провожал Ильдара в последний путь, осталось ощущение, что они не поблагодарили его за эту короткую, но яркую жизнь. И за то, что художник оставил нам так много энергии, исходящей от его картин, наполненных теплом и светом. В благодарность за это и прозвучали аплодисменты.

«Старый погонщик»

Об Ильдаре Гафиятуллине говорят: дерзкий, ироничный, нарушающий традиции. Потому и выставка называется «Нарушитель спокойствия». Он действительно в некотором роде нарушал спокойствие. Но отнюдь не эпатажными выходками, как делают некоторые художники, чтобы привлечь внимание к своей персоне. А тем, что у него была своя точка отсчета в искусстве – искренность, распахнутость миру, в том числе и придуманному самим художником, желание многое успеть. И он действительно многое успел. Об этом говорит разброс его тем – от незатейливых по содержанию, но невероятно смелых в колористическом отношении деревенских пейзажей до сюжетов в стиле фэнтези, щемяще трогательных и наивных.

«Полёт в небо»

«Ильдар всегда торопился выразить самое главное, — сказал, предваряя вернисаж, Владимир Ерышев, заведующий галереей. — Поэтому его органичность и искренность всегда подкупают. Каждая выставка Ильдара была событием в городе. И то, что он сегодня представлен в галерее «На Пушкинской», для нас большой праздник».

«Селекция № 37»

Работы для этой экспозиции собрал по частным коллекциям друг Ильдара, однокашник по художественному колледжу Алексей Кирилов. Как, впрочем, и для персональной выставки Ильдара, состоявшейся сразу после его смерти в 2012 году. Они были близкими друзьями в течение 18 лет.

«С ним никогда не было скучно. Он был необыкновенно пытливым ко всему происходящему, — говорит Алексей. – Мог восхищаться обыденными вещами – отражением неба в лужах после дождя, красотой дольки разрезанного арбуза. И тут же с лёгкостью создавал свой собственный фантастический мир в таких подробностях, что мы искренне начинали в него верить. Художник – самый счастливый человек. Через творчество он передает собственные эмоции, тепло, приоткрывая грани своего внутреннего мира. Только благодаря этому потом его и вспоминают».

Прямая речь

Михаил Коннов, президент фонда «Регионразвитие»:

«Настоящий художник, как ребенок, искренний в своем творчестве. Он рисует то, что видит, то, что его волнует. Не у всех это сохраняется. Ильдар Гафиятуллин – это явление в нашем художественном сообществе. Его творчество завораживает. Первый раз я увидел его работу на выставке «Сто картин» и поразился полёту мысли и смелости изображения того, что он видит. Это уникальный человек. Как явление, как художник он, конечно, вошел в историю оренбургской школы живописи. То, что мы видим сегодня, – настоящее искусство. Поэтому мы не могли упустить возможность сделать выставку Ильдара в этом зале».

Ольга Кобер, искусствовед:

«Я с ним познакомилась в трудные 90-е годы. Он подошел ко мне и позвал на свою выставку, которая проходила в фойе драмтеатра. Я была потрясена. Меня поразили термитники — со своим огромным миром. Меня поразили его планеры. И фантастический цвет. Я видела, как он на меня смотрел. Он жаждал одобрения. Я, конечно, пожелала ему самого лучшего. Я и дальше отслеживала, как он хотел стать знаменитым, как он делал для этого все. Работал неистово. Это чувствуется в его живописи. В самовыражении через цвет. Красный у него не просто красный, а кровавый. Желтый — такой яркий, что ярче ничего не может быть. И так вся жизнь у него прошла – короткая, яркая, насыщенная. Рано ушел, но сохранилась живопись. Это то, что позволяет художнику оставаться на века. Сегодня он дождался того одобрения, которое, может, не всегда получал при жизни. Его творчество — живопись в высоком смысле слова».

Альбина Кальвина, секретарь Оренбургского отделения Союза художников России:

«Да, он рано ушел. Но, говорят, любимцы богов умирают молодыми. В историю живописи Оренбуржья он вошел очень ярко. Его называли солнечный мальчик. Даже не художник, потому что он был еще очень молод, а мальчик. Однако, несмотря на свой юный возраст, он активно участвовал во всех всероссийских молодежных выставках. И не было такого, чтобы его не заметили. Последняя выставка была в Самаре. Его работу приобрел тогда самарский губернатор. Мне нравилось, как тепло он называл свои произведения. «Трактор-работяга и маленький цветочек мальвы». Во всех его картинах присутствует солнце. Они наполнены солнечным светом. Что его ожидало на этом пути, мы не знаем. Но то, что он оставил, особенно серия фэнтези, заставляет смотреть и думать об этих работах».

Валентина Абакумова, хранительница работ художника:

«Я бабушка сына Ильдара — Марата, которого нет сегодня на открытии только потому, что в этом году он окончил гимназию № 5 и неожиданно даже для меня и, наверное, для многих, поступил с первого раза в университет кинематографии и телевидения в Санкт-Петербурге. В Ташлу ко мне, где хранятся работы Ильдара, приезжает много людей. Но у меня нет возможности так замечательно представить картины Ильдара. А здесь можно подойти к каждой из них, постоять, подумать. Стать третьим собеседником. Потому что я считаю, что Ильдар из тех художников, которые беседуют с Богом. Когда он слышал от него подсказку, тогда и писал. Мы мечтаем с Маратом, что когда-нибудь выйдет альбом Ильдара. Он вполне достоин, чтобы такой альбом появился. Для этого мы готовим не только изобразительный материал, но и вербальный. Ильдар был в определенном смысле человеком старомодным. Не любил телефонных разговоров, а любил писать письма. Я сейчас цифрую его письма для будущего альбома, который, я в это верю, обязательно увидит свет.

Солнечное настроение передаётся зрителям

Из писем Ильдара Гафиятуллина:

«И до той поры, пока я не перестану видеть, как расширяются зрачки и блестят глаза у людей, когда они смотрят на мои работы, я не перестану творить различные штуковины».

«Я оживу, как оживают деревья весной. В этом есть великое таинство и чудо моего существования. Подобно тому, как Феникс возрождается из пепла, так и я, когда меня не станет, буду своими работами и в будущем будоражить воображение людей».

Творчество Ильдара всегда будет молодым

Досье «ОН»

Ильдар Гафиятуллин (1976-2011) родился в Ленинабаде (Худжанд), Республика Таджикистан. В 1996 году окончил Оренбургское художественное училище. Член Союза художников России. Работы хранятся в Оренбургском музее изобразительных искусств, частных коллекциях России, Франции, Швейцарии.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о