Фото автора

Маэстро, музыку! Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в Оренбурге

С 22 по 25 ноября в Оренбурге состоялось одно из самых ожидаемых событий года – VI Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.

Талант на все времена

Почему не имени Ростроповича, а именно – Ростроповича? Ведь слово «имени» добавляют, когда человека нет. Но маэстро жив — и для музыки, и для ценителей его таланта, и для его учеников, и для тех, кому посчастливилось с ним работать. Это убеждение продекларировано в названии фестиваля, который проходит в трех городах: Баку, где маэстро появился на свет, Оренбурге, где он родился как музыкант, и Москве, где он долгие годы жил и работал.

У Мстислава Леопольдовича было особое отношение к нашему городу: он всегда говорил, что Оренбург сделал его человеком. А мы, в свою очередь, глядя на историю Оренбургского края, с благодарностью отмечаем, что предки маэстро — семья Федотовых — упорно превращали далекий от столиц губернский город в центр музыки. Многое для этого сделал и Мстислав Леопольдович, когда после долгих лет вновь вернулся сюда.

Когда мэтра не стало, эту эстафету подхватила его дочь – Ольга Ростропович, которая с 2013 года начала проводить в Оренбурге международные фестивали, где на концертах звучат произведения высочайшего уровня и в самом лучшем исполнении. Вот и в этот раз фестивальная программа не обманула ожиданий. Было много прекрасной музыки. И не только.

«Вольфганг, напиши мне сонату…»

— Для меня праздник приехать в город, который хранит такую теплую память не только о моем папе, но и о всей нашей семье. Эта земля греет меня своим гостеприимством. На сей раз я привезла на фестиваль друзей, которые никогда не были в Оренбурге. Мы сегодня посетили дом-музей Ростроповичей. Я очень благодарна вам за память о папе и за то, что сделано для сохранения дома, где жила наша семья, – сказала Ольга Ростропович, открывая фестиваль.

Но открылся он не музыкой. А фильмом о маэстро «Мстислав Ростропович. Неукротимый смычок». Представил его на сцене Оренбургской филармонии сам автор — известный французский режиссер Брюно Монсенжон. По своей первой профессии он – скрипач, но вот уже много лет снимает документальные кинокартины о великих музыкантах XX века. В числе героев его кинолент – Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Надя Буланже, Святослав Рихтер, Геннадий Рождественский и другие. Гость, прибывший из Парижа, прекрасно говорит на русском языке, который, кстати, выучил из любви к Давиду Ойстраху.

Брюно Монсенжон

Над фильмом о Ростроповиче Монсенжон работал в течение 30 лет, стремясь показать все грани этой уникальной личности — гражданина мира, выдающегося музыканта, харизматичного человека. В киноленту включены редкие архивные фото- и видеоматериалы о судьбе виолончелиста, свидетельства дочерей музыканта, друзей семьи.

Фильм сделан не просто с любовью, а, по словам режиссёра, со страстью к феномену по имени Мстислав Ростропович.

— То, что он был ярким музыкантом, это бесспорно, — рассуждает автор. — Но без него огромное количество шедевров просто не появилось бы на свет. Ни Прокофьев, ни Шостакович не написали бы сочинения для виолончели, если бы он их об этом не попросил. Он открыл дверь и сочинениям Бриттена.

Ростропович всегда говорил, что жалеет о том, что не жил во времена Моцарта. Он бы и Вольфганга попросил написать сонату или концерт для виолончели. Мало кто знает, но маэстро открыл миру и концерт Гайдна до мажор, впервые зазвучавший в 60-е годы. Всё, что он исполнял, даже самые сложные сочинения, всегда заучивал наизусть. Не допускал, чтобы произведение игралось по нотам. Считал, что не будет прямого контакта с публикой. Если коротко – маэстро посвятил себя служению инструменту. Фильм об этом.

Раз в год Оренбург слушает оперу…

На следующий день на сцене Оренбургского драматического театра им. Горького была представлена опера «Иоланта» Петра Чайковского в постановке Центра оперного пения Галины Вишневской, в которой принимала участие сама Галина Павловна. По словам великой певицы, «Иоланта» — произведение подлинного мастера, концентрация всего того, что он знал и умел.

«Иоланта» на сцене Оренбургского драматического театра им. Горького

— Музыка оперы – божественная, удивительная, в ней нежность и страдание, а сюжет её позволяет проникнуть в самые глубины человеческого духа, — считала Галина Павловна. – Мне кажется, что «Иоланта» даже не требует особой постановки, каких-либо внешних эффектов, здесь нужен только талант и хорошее пение.

Спектакль о слепой дочери короля, исцеляющейся не столько искусством врачевателя, сколько силой любви и человеческого духа, и в самом деле получился непосредственным и до некоторой степени наивным. Что ныне стало явлением нечастым. А потому — трогающим самые трепетные струны души. Отрадно, что среди исполнителей – наш земляк, воспитанник хора «Новые имена», а именно – Марины Туркиной, солист хора Николай Калашников, который ныне проходит обучение в Центре оперного пения Галины Вишневской. В этой постановке он – Альмерик, оруженосец короля Рене. Кстати, в качестве солиста Центра оперного пения Николай выходит на оренбургские подмостки во второй раз. На прошлом фестивале он приезжал в составе спектакля «Евгений Онегин» Чайковского.

— Конечно, я волновался, — признался Николай после выступления. — Но родная земля помогает. Оренбургский зритель великолепен: всегда хорошо принимает.

Дирижёр оркестра Центра оперного пения Ярослав Ткаленко

Дирижировал оркестром Ярослав Ткаленко. В 2005 году он был ассистентом Мстислава Ростроповича в постановке оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Это к тому, что в нашем фестивале все эти годы принимают участие музыканты, судьба которых так или иначе связана с именем маэстро.

 

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о