«Сюрреализм – это Я»: в Оренбурге открыли выставку Сальвадора Дали


Пытаясь понять Дали. Фото автора

«Сюрреализм – это Я». Так, со свойственной этому художнику эпатажем, называется выставка Сальвадора Дали, открывшаяся в выставочном зале на Володарского, 13.

Ее называют уникальной, потому что это не копии. На стенах оренбургского музея — подлинники из таких графических серий, как «Искусство любви. Овидий», «Треуголка», «Капричос Гойи», «Озорные сны Пантагрюэля», «Песнь Песней царя Соломона», «Библия» и «Божественная комедия». Если быть точными, это 167 иллюстраций, выполненных в различных графических техниках. Устроители выставки, а это Санкт-Петербургская галерея современного искусства PS Gallery, утверждают, что могли привезти и больше, но площади выставочного зала не позволили.

Та самая серия, которой могло не быть

Ещё одна «фишка» выставки – демонстрация в одном из уголков зала видеофильма «Живые сны», где работы Дали «оживают», погружая зрителей в загадочный мир художника. Подлинники Дали вкупе с новейшими мультимедийными технологиями – этот формат считается новинкой для культурного пространства всея России, а не только Оренбуржья.

— Это светлое будущее нашего музея! – воскликнула Лидия Сергеевна Медведева, сотрудник Оренбургского музея изобразительных искусств, имея в виду сочетание подлинников и мультимедиа.

У каждого цикла представленных здесь работ – своя история, как водится у Дали, с налётом скандальности. Вот, например, самая известная и самая широко распространённая серия иллюстраций к «Божественной комедии», на создание которой ушло 15 лет. Она признаётся одной из самых удачных и самых ярких за всю историю существования этого произведения. Но мир мог бы её никогда не увидеть. А было так. Италия планировала праздновать юбилей Данте. С просьбой проиллюстрировать поэму обратились к Дали. Но по Италии прокатилась волна протеста: с чего бы вдруг нашего великого итальянца иллюстрировал испанец? И итальянское правительство под давлением общественности было вынуждено отозвать свой заказ. Однако половина работ была уже сделана. Тогда французский издатель, друг художника, выделив средства, напечатал то, что мы сейчас видим, во Франции.

Когда зрители – тоже часть экспозиции

Скандал сопутствовал и иллюстрациям к Библии. Заказ поступил от Ватикана. И опять общественность возроптала. Но уже не потому, что Дали испанец, а потому, что скандально известный художник. Христианский мир считал, что это большой риск позволять человеку с таким багажом иллюстрировать главную книгу человечества. Но, как видим, и тут Дали вышел победителем.

Сюрпризом для посетителей выставки стал ещё один уголок зала, где уютно расположился диван в форме губ, словно сошедший со знаменитой картины Сальвадора Дали. Что ж, вполне в духе великого мистификатора. И если в других музеях просят экспонаты руками не трогать, то в зале на Володарского любезно предоставляют сделать фото на креативном диванчике.

Путешествуя по России, выставка уже прошла в Астраханском кремле, Красноярском художественном музее имени Сурикова, Калининградском музее изобразительных искусств, побив, как говорят устроители, все рекорды посещаемости.

Прямая речь

Игорь Смекалов, художник, доктор искусствоведения:

— Я не являюсь специалистом в области искусства Дали. Но я представляю, что такое иллюстрация книги для художника. Эта тема меня сильно интересует. В своё время я побывал на выставке «Капричос» Гойи и «Капричос» Сальвадора Дали», которая проводилась в музее искусств имени Пушкина в Москве. Это была маленькая, камерная выставка, которая делалась с большой помпой. Невозможно было представить, что эти листы когда-нибудь окажутся в Оренбурге. Но нам повезло. Эти листы и другие большие серии в нашем городе.

Лидия Медведева, искусствовед:

— Эта выставка — роскошный подарок всем нам. Сальвадор Дали — очень сильный, страстный, темпераментный художник. Это большой мастер. В основе его творчества — галлюцинации, сновидения, нечто такое, что рождено подсознанием, нашими затаёнными переживаниями. Он показывает не жизнь человека, а движение мысли, чувства. Для этого помимо мастерства необходим ещё и трезвый разум. Сальвадор Дали в этих сновидениях, в этих своих размышлениях о мире — плоть от плоти мира XX века. Он прекрасно ощущал, что несёт с собой этот век. Это культ насилия, жестокости, извращённой чувственности, попрания нравственных норм – всё это вызывало у него и отторжение и вместе с тем жестокое желание показать, что всё это есть.

Павел Башмаков – бизнесмен, коллекционер, организатор выставок оригинальной графики Сальвадора Дали и других знаковых фигур XX века:

— Я очень рад, что столько людей собралось на открытие этой знаковой выставки. Да, выставка уже побывала в нескольких российских городах. Но в таком виде экспозиция представлена впервые. В конце весны – начале лета мы приобрели несколько новых серий и просто не могли не представить их в Оренбурге. Это «Искусство любви. Овидий», очень редкая серия «Треуголка» и «Капричос Гойи». Для этих трёх серий в Оренбурге — премьера. И мне очень приятно об этом сообщить. Когда Дали спрашивали: как понять ваше творчество? Он говорил: не нужно понимать моё творчество, потому что Сальвадор Дали сам не понимает Сальвадора Дали. Нужно получать удовольствие от увиденного. Нужно, чтобы ваш мозг начинал работать. И чтобы фантазия ваша не знала границ.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о