Нужны ли сегодня умные? Или три кота по-оренбургски


Дирижёр не только руководит оркестром, но и едко комментирует происходящее на сцене. Фото автора

В минувшую субботу, 17 ноября, Оренбургский областной театр кукол представил зрителям первую премьеру 84-го театрального сезона — музыкальную сказку «Кот в сапогах».

Три кота по-оренбургски

Совершая небольшой экскурс в историю театра, следует заметить, что это уже третья постановка знаменитой сказки Шарля Перро в областном театре кукол. Первую в семидесятые годы прошлого столетия осуществила Людмила Михайловна Филиппова. Это был невероятно красивый, яркий, зрелищный спектакль. С танцами и песнями. «Практически оперетта», — вспоминает заслуженная артистка России Любовь Милохина, тогда вчерашняя выпускница студии, которая играла в этом спектакле Кота в сапогах.

Принцессой была Людмила Глущенко. Обе они пришли на предпремьерный показ новой постановки – поддержать коллег, вспомнить свою работу в этой сказке. Вместе с ними – заслуженная артистка России Татьяна Деденёва, которая сыграла принцессу уже в 80-е годы в спектакле, поставленном Александром Заболотным. Это была очень остроумная история, рассказанная театром с искромётным юмором.

Король со свитой объезжает окрестности

Если продолжать кошачью тему, много лет в репертуаре театра был «Кошкин дом» в постановке Александра Ярилова. С этим спектаклем театр даже ездил на гастроли во Францию. Эта пьеса есть и сейчас в афише театра, но уже в версии заслуженного артиста России Вадима Смирнова. Были спектакли «Котёнок по имени Гав» и «Котёнок на снегу». Впрочем, «кошачья» тема была разбавлена замечательной постановкой «Собаки», которую на сцене театра кукол осуществил артист драматического театра Александр Болдинов.

Над кем смеётесь?

Над нынешним спектаклем работала постановочная группа из Краснодара – режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Тучков, художник Юлия Тучкова и композитор Валентин Дёмин. Новый «Кот в сапогах» тоже особенный. Такого «Кота» на оренбургских подмостках ещё не было: за основу взята не сама сказка, а пьеса в стихах Давида Самойлова. И адресована она не только детям, но и их родителям. Пьеса написана лет сорок назад, но чрезвычайно актуальна. Вот, например, реплика Короля:

Послушайте, кот, вы чрезвычайно умны.

Как вы думаете: что я могу сделать для своей страны?

Какие-нибудь там реформы или нововведения,

Чтобы, наконец, окончилось оскудение?!

Вполне подходит для дня сегодняшнего, чтобы взрослому зрителю задуматься о природе власти и людях, власть предержащих – все ли они на своём месте? И главная мысль спектакля про то, что хорошо бы ничего не делать, а сытно есть и весело жить – тоже про сегодняшний день. Эти иждивенческие настроения расцвели сейчас как никогда пышным махровым цветом.

Когда едоков в королевстве больше, чем добытчиков

И то, что люди дела не ценятся – тоже реалии настоящего дня. В данном случае сказочный персонаж в лице Кота — это человек, который может горы свернуть. Но те, кто стоит за его спиной, настолько глупы и ограниченны, что готовы срубить сук, на котором сидят, лишь бы вокруг не было никого «умнее» их.

Так что вполне уместно воскликнуть в конце спектакля: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»

— Если это читается, — говорит режиссёр, — то слава богу!

— Читается. Слава режиссёру!

Мы с вами знакомы!

Имя Анатолия Тучкова известно в российском театральном пространстве. Но главное – оно хорошо знакомо и оренбургским театралам. Содружество наших кукольников с ним началось лет 30 назад, когда на оренбургских подмостках был поставлен блистательный спектакль-концерт «Куклы танцуют». Потом афишу оренбургского театра украсили очень самобытные спектакли «Морозко» и «Сказ про медведя».

— Конечно, на протяжении трёх десятилетий труппа менялась, но есть те, кого знаешь, на кого можно опереться, — говорит Анатолий Семёнович. – Это и Андрей Гордеев, и Анастасия Зорина, с которой я познакомился на предыдущей работе. Я настолько сработался с вашими артистами, что не устаю говорить о том, что в Оренбурге — одна из самых профессиональных актерских трупп. Ребята не боятся трудностей, очень активны. У них есть свое видение роли. Потому мы и смогли осуществить столь густонаселённую постановку в рекордно короткие сроки – десять дней. Спектакль будет ещё дозревать, расти, развиваться.

Здесь много интересных режиссёрских находок. Так, по задумке один из персонажей — дирижёр, который руководит не только оркестром, но и всем ходом действа, комментируя происходящее от имени автора. Но не станем открывать всех секретов. Идите и смотрите.

Досье «ОН»

Анатолий Тучков заявил о себе на всю страну ещё в 1982 году, поставив в Тюмени спектакль для взрослых «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина. Потом был не менее громкий «Макбет» Шекспира. Работая в Краснодаре, Тучков осуществил целый ряд постановок, оставивших яркий след в театральной истории края. Это социальная драма «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили», «Трехгрошовая опера» Брехта, «Слуга двух господ» Гольдони, «Визит дамы» Дюрренматта. Сегодня он возглавляет экспериментальное творческое объединение ТМТ (Театральная мастерская Тучкова), куда входят артисты, работающие в разных жанрах.

Постановка сказки «Кот в сапогах» стала возможна благодаря участию областного театра кукол в проекте партии «Единая Россия» «Культура малой родины», цель которого — поддержка сельских и районных Домов культуры, кукольных и детских театров, театров в малых городах. За два года, в течение которых в сфере театрального искусства Оренбуржья реализуется этот проект, в репертуаре Орского драматического театра им. Пушкина и Бугурусланского драматического театра им. Гоголя появилось 10 спектаклей, а афишу областного театра кукол и театра кукол «Пьеро» пополнили четыре сказки для детей.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о