История Оренбурга: «золотые» и «черные» страницы

Сегодня архитектура Оренбурга поистине предстает как каменная летопись, в которой есть «золотые» страницы (времена расцвета) и «черные» (времена застоя и упадка).

Что нужно знать об Оренбурге ХVIII века?

1. Город-крепость Оренбург является одним из лучших образцов русского градостроительства ХVIII века. По замыслу основателей город Оренбург своим внешним обликом должен был «олицетворять мощь русского государства». В планировке, а также в застройке и благоустройстве Оренбург отражал высокий уровень русской культуры и её причастность к общеевропейской культуре. Оренбург строился «по образу и подобию Петербурга» и воплощал в себе лучшие черты русского градостроительства ХVIII века. Оренбург должен был стать «окном в Азию», военным форпостом России на юго-восточных рубежах государства. Ответственная стратегическая роль Оренбурга и внимание к нему высочайших особ государства во многом предопределили высокое качество его первоначальной планировки и застройки. Но, как впоследствии оказалось, ХVIII век стал тем кратким мигом истории, когда Оренбург был по-настоящему великим городом, а Оренбургская губерния была действительно великой губернией России. Вследствие разных причин геополитического характера Оренбург ни в ХIХ, ни в ХХ веках так и не стал окном в Азию и постепенно превратился в заурядный провинциальный город.

Карта Оренбургской крепости

2. Крупные размеры и внушительный внешний облик города-крепости Оренбург были необычными для русского градостроительства ХVIII века. По свидетельству очевидца, действительного члена-корреспондента Петербургской Академии наук Петра Ивановича Рычкова (1712-1777) длина города составляла 1444 метра, а ширина – 1216 метров. Внутренняя площадь города составляла примерно 170 гектаров, а наружная вместе со рвом, крепостными сооружениями и эспланадой – примерно 280 гектаров (без Форштадта). Ни до, ни после таких больших городов-крепостей в России не строили. И в этом состоит главная особенность Оренбурга, отличающая его от других новых российских городов ХVIII века.

3. Бастионы Оренбургской крепости были необычны по своим большим геометрическим размерам и впечатляющи по внешнему виду. Единственным аналогом в русском градостроительстве можно считать блестящий, но нереализованный проект Санкт-Петербурга Жана Батиста Леблона, разработанный в 1717 году. Однако уже в ХIХ веке крепостные сооружения в Оренбурге стали ненужными. Не имелось такого внешнего врага, против которого надо было защищаться, да и стратегия ведения военных действий коренным образом изменилась. Поэтому уникальные сооружения Оренбургской крепости были уничтожены в 1860-х годах за ненадобностью. Снос укреплений предоставил Оренбургу возможность превратить открытую эспланаду в парадное зелёное кольцо города с парками, водными сооружениями и крупными общественными зданиями, как это сделано в Вене, Риге и других передовых европейских городах. К великому сожалению, этот исторический для Оренбурга шанс был упущен. Недалёкость градостроительного мышления и частные коммерческие интересы отдельных застройщиков возобладали над общественными интересами всего городского сообщества. К великому сожалению, огромная эспланада постепенно заполнилась кварталами рядовой жилой застройки, что лишило город возможности хоть немного приблизиться к лучшим европейским градостроительным образцам. Ведь именно открытые, хорошо озеленённые и благоустроенные пространства выгодно отличают европейские города от «азиатских» образцов градостроительства. И эта тупость градостроительного мышления процветает в Оренбурге и в наши дни. Бывшую эспланаду продолжают «убивать» сплошной застройкой современных многоэтажных домов. Цветов на улицах города действительно много, но по тенистым парковым аллеям вы уже не пройдёте и шума деревьев, сидя на скамейке, уже не услышите. Наши и без того скромные по размерам парки, бульвары и скверы в центре города или стремительно деградируют, или застраиваются какими-то сомнительными, совсем не европейскими сооружениями.

4. Первоначальная композиция Оренбурга восходит к знаменитым «идеальным городам» итальянского Возрождения. И это греет душу и вызывает чувство гордости за него. Подобно некоторым «идеальным городам» жёсткая регулярная сетка улиц и кварталов была заключена в гигантскую овальную «раму» бастионов и куртин артиллерийской крепости. Структура внешнего периметра крепостных укреплений и внутренняя планировка работали как две независимые друг от друга планировочные системы. Регулярная планировка создавала удобные для жизни, торговли и общения городские пространства. Напротив, планировочная организация внешних крепостных укреплений Оренбурга была всецело подчинена системе фортификации и плохо приспособлена для повседневной гражданской жизни, что в конце концов привело к уничтожению Оренбургской крепости – этого выдающегося памятника истории, культуры и военно-инженерного искусства.

5. Внутренняя планировка города-крепости ХVIII века в некотором роде уникальна и не имеет прямых аналогов в истории русского градостроительства. В основе композиции Оренбурга лежит форма креста, образованного двумя пересекающимися под прямым углом главными улицами. На их пересечении находится главная площадь. Вдоль главных улиц располагаются наиболее значимые для города кварталы с самыми важными зданиями и комплексами. Эти группы кварталов тоже образовывают своеобразный пространственный крест, в котором градостроительный диаметр север-юг гораздо мощнее и значительнее диаметра запад-восток. Выделение градостроительного диаметра север-юг подчёркивает большее значение улицы Губернской и совпадает с перспективным территориальным развитием города на север и северо-запад, в направлении на Москву и центральные районы России. Что полностью подтвердилось в последующих столетиях.

6. Планировка города-крепости Оренбург оказалась столь устойчивой и перспективной, что наш город не только избежал реконструкции, которой подверглись российские города в конце ХVIII – начале ХХ веков, но и сохранил в целом планировочную структуру в историческом центре до настоящего времени.

7. Облику нашего города были присущи свои своеобразные черты, отличающие его от других городов петровской эпохи. Такими особенностями внешнего облика Оренбурга ХVIII века являются:

— суровый и романтический внешний облик города-крепости, который создавался мощными укреплениями, облицованными красноватым камнем, силуэтами церквей и крупных зданий на фоне ровного природного ландшафта недалеко от слияния извилистых степных рек Урала и Сакмары (в настоящее время прежний облик города совершенно утрачен, исторические архитектурные доминанты утеряны);

— размещение административного центра с вертикалями двух соборов не в геометрическом центре города, а на периферии крепости, на высоком, живописном берегу Яика-Урала (в настоящее время административный центр города находится на площади Ленина, историческая застройка улицы Набережной деформирована; воссоздаётся единственная историческая доминанта – Введенская церковь);

— своеобразный силуэт города-крепости с «ожерельем» церквей, хорошо просматриваемых с азиатской стороны (вместо исторического с «лесом церквей и куполов» сформировался новый силуэт центра города с многоэтажными современными зданиями низкого архитектурного качества);

— необычный по размерам и архитектуре комплекс Гостиного Двора, который наряду с торговыми функциями был ещё и своеобразной городской «цитаделью», выполняющей роль кремля-детинца в городах средневековой Руси (Гостиный Двор частично сохранился в сильно деформированном виде; историческая доминанта его – Вознесенская церковь – не сохранилась).

Город, который мы утратили

За прошлые годы в историко-архитектурном наследии города было утрачено очень много (свыше 40) соборов, церквей и других ценных памятников истории, культуры и архитектуры. В центре города почти не осталось исторических архитектурных доминант. Давно нет уже того «леса церквей и куполов», о котором пишет великий французский писатель Морис Дрюон (кстати, имеющий оренбургские корни). Самая неприятная тенденция заключается в том, что никто и не думает восстанавливать утраченные архитектурные доминанты и другие объекты культурного наследия.

В центре Оренбурга памятники истории и культуры оцениваются главным образом как препятствие для нового строительства. Сам образ исторического города становится для наших современников всё более чуждым и неприемлемым. В противоположность приведённой выше цитате гениального Н.В. Гоголя в Оренбурге часто можно услышать весьма радикальные суждения:

«Какая «каменная летопись»? Какие памятники? Это же рухлядь и гнилушки! Сносить надо всё и строить современные жилые и торгово-развлекательные комплексы вроде «Атриума», «Красной площади», «Марсова поля», «Ривер сайда» или «Любимого квартала».

Но дело в том, что наше историческое наследие является не «помехой» или «обузой» для города, а дополнительным ресурсом для его развития. И этот ресурс можно и нужно использовать.

С 1970 года Оренбург входит в «Список исторических городов России». Высокий статус исторического города присваивается таким поселениям, которые в прошлом выделялись из общей массы городов своим большим значением. Оренбург, безусловно, славен своим прошлым. В настоящее время он является одним из лучших сохранившихся образцов русского градостроительного искусства петровской эпохи. Особый интерес представляют ценная планировка и застройка старинных кварталов. Историческое ядро современного Оренбурга (в границах бывшей крепости) является совокупным памятником архитектуры и градостроительства ХVIII-ХIХ веков. В современном Оренбурге находится более 400 объектов культурного наследия (федерального и регионального значения), охраняемых государством.

Хочется надеяться, что когда-нибудь в светлом будущем наш Оренбург станет одним из лучших исторических городов страны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поделитесь новостью на своей странице в соцсети

⚠ Сделайте «Оренбургскую неделю» основным источником в Яндекс.Новости ⚠

Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о