Монументалист Александр Масловский. Он создал новый образ Оренбурга


Выставка заслуженного художника России Александра Масловского «Звук тишины». Фото автора

В галерее искусств «На Пушкинской» открылась персональная выставка заслуженного художника России Александра Масловского «Звук тишины». Не ошибемся, если назовем эту экспозицию необычной. Потому что впервые в этих залах можно увидеть работы оренбургского автора из частной коллекции. А представил их Дмитрий Клюшин, старший научный сотрудник института экономики Уральского отделения Российской академии наук, который приобрел у художника более 60 работ.

«Автопортрет»

Они жили в одном дворе. Их дети вместе росли. Поэтому автор знал, в чьи руки попадут его творения, с которыми до последнего не хотел расставаться. И расстался только года за два до ухода из жизни: надо было содержать семью. Но Дмитрий Ильич, работник бюджетной сферы, мог позволить себе недорогие произведения – в основном этюды и акварели. И вот часть из них была представлена 11 октября на вернисаже.

«В Архангельском. Весна»

Александр Масловский – сибиряк. Родился в Красноярском крае. Байкал, Братск, Ангара, Енисей, которые мы видим на выставке, — родные для него пейзажи. Он написал их на заре туманной юности – лет в 25-28. В 80-е годы он, выпускник художественного института им. Сурикова, в качестве художника-монументалиста был приглашён в Оренбург – создавать новый образ города. И Оренбуржье тоже стало ему родным. В экспозиции представлены кувандыкские пейзажи, которые приводили его в творческий восторг. Говорят, впервые увидев эти нетронутые временем холмы, он воскликнул: «Да здесь же динозавры должны ходить!».

«Жизнь сосны»

Как уже сказано, Александр Масловский был монументалистом. Его авторству принадлежат роспись в фойе Дворца культуры и спорта «Газовик», мозаичное панно на здании издательского комплекса «Южный Урал» и другие монументальные работы. Более 20 лет он оформлял храмы. Расписывал домовую церковь мученицы Татианы, делал мозаику для Никольского кафедрального собора, церкви Иоанна Богослова и села Новоникольского Александровского района. Работал над мозаичной иконой святых Страстотерпцев, на которой изображены члены царской семьи для Саракташской обители милосердия. В этом списке — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской области, для которого он сделал три большие иконы. По признанию коллег, художников, которые могут осилить такие объёмы, сейчас нет.

Эта выставка камерная. Она даёт представление, может, о малой части творчества Александра Масловского, но очень важной – лирической. Она даёт представление о душе художника.

Прямая речь

Светлана Масловская, жена художника:

— Когда я услышала, что выставка называется «Звук тишины», удивилась. Потому что Саша в жизни был не тихим человеком. Он достаточно ярко выражал свои эмоции. Но, подумав, решила, что это правильное и очень точное название. Для него как для художника, желающего проникнуть в основу, была характерна внутренняя тишина. Ему было сложно в жизни. У него не складывалось с персональными выставками. Несколько раз готовил, но всё время что-то происходило. Я думаю, это связано с тем, что он многого требовал от себя. Трепетно относился к тому, что считал делом своей жизни. Каждый день он вставал в полпятого утра и шёл в мастерскую. Даже в последние два года, когда был фактически уже между жизнью и смертью. Я думаю, он был бы счастлив, что такая выставка состоялась.

Ирина Бушухина, искусствовед:

— Я бы назвала эту выставку скорее лирико-эпической. Даже в маленьких этюдах – такая мощь. Он же парит над нами. Смотрит на этот мир сверху. Оттуда всё выглядит огромным и значительным. Он показывает нам всю красоту мира. И спасибо ему за то солнце, которое он нам дарит. Эти солнечные лучи, которые брызжут на нас с вами с его работ, это что-то фантастическое. Он как никто из оренбургских художников был наделен художественной поэтичностью, качеством, которое способно сохранить свежесть, живость, подлинность окружающего мира. Замечательный художник. Он нас подпитывает, радует, вдохновляет. Он нам говорит, что мы живём на этой земле и должны видеть её красоту. Сложнейший был человек, но умнейший. Он всегда говорил: у художника должны быть мозги и живые руки. Мозги были удивительные. И сам он был сделан из такого крепкого человеческого материала, который мог противостоять любым житейским невзгодам, творческой сумятице, тяготам и болезням.

Владимир Ерышев, художник, заведующий галереи «На Пушкинской»:

— То, что один коллекционер выставил свою коллекцию у другого коллекционера – очень важный шаг. Такое, может, впервые в Оренбурге. Михаил Фёдорович Коннов, когда к нему обратился Дмитрий Клюшин, сразу сказал: коллекционерам надо поддерживать друг друга. Коллекционирование — благородное дело. Миссия, если хотите. Все коллекции, которые начинали Габсбурги, Медичи, Романовы, Морозовы, Щукины, в конечном счёте становились национальным достоянием. Вторая важная вещь – Масловский редко делал персональные выставки. Здесь собраны работы, которые мало кто видел. Я, например, увидел впервые. Меня завораживают его акварели, написанные после института — знаковые, ясные, точные. Это тот Масловский, который подтвердил для меня свою великолепную культуру. Я его знал как человека умного, тонкого, одухотворённого, интеллигентного. Мы с ним, окончив один и тот же институт, много говорили. И он, безусловно, был человеком очень глубоким и весьма образованным.

Дмитрий Клюшин, коллекционер:

— Мне как коллекционеру было интересно посмотреть, как воспримут зрители эти работы. Узнать, как они будут смотреться не в комнате, а в пространстве выставочного зала. По тому, сколько народу пришло на вернисаж, я понял, какую большую ценность имеют работы Александра Масловского. И благодарен зрителям, которые пришли. Потому что Масловский – художник, которого надо помнить. Вообще в моей коллекции около 700 работ оренбургских художников. Один из самых любимых – Александр Овчинников. Моя мать училась с ним в одном классе. Говорила: Шурка все время рисовал, во время войны, как только находили чистый клочок бумаги, отдавали ему. Александр Иванович дорог мне как земляк и как художник. Я делал выставки в Дании, Швейцарии, Германии – люди буквально выхватывали его этюды из рук. Потому что они музейного уровня.

Досье «ОН»

В 2003 году Александр Масловский получил губернаторскую премию «Оренбургская лира». В 2009 году стал лауреатом Национальной премии «Русская галерея XXI век» в номинации «Духовная живопись». Работы Александра Масловского находятся в музеях Оренбурга, Перми, Легницах (Польша), в частных собраниях России, Болгарии, Польши, Германии, Израиля, Франции, Японии, Турции.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о