Международный джазовый фестиваль «Евразия-2018»: продолжаем свинговать


Эстрадно-духовой оркестр «Оренбург». Боевое крещение джазом. Фото автора

Главная примета осени в Оренбурге – международный джазовый фестиваль «Евразия», который в этом году прошёл с 12 по 14 октября. Каждый раз он посвящается какой-либо юбилейной дате, связанной с джазом. Нынешний XXII прошел под знаком 90-летия народного артиста России Юрия Саульского, которому «Евразия» обязана своим появлением на свет. Впрочем, маэстро обязан не только оренбургский фестиваль, но и весь российский джаз. Он сделал все, чтобы легализовать его, доказав, что джаз — музыка не «чуждая», что джаз – музыка вечная.

Анна Королёва – королева импровизации

Честь открыть музыкальный праздник выпала трио Алексея Подымкина, которое уже не первый раз доказывает, что джаз стал языком мирового общения музыкантов разных стран. Если пять лет назад они привозили в Оренбург выдающегося американского трубача Джейсона Палмера, то в этот раз выступили с вокалисткой из Голландии Хиске Оостервийк. Впрочем, она не просто исполнительница, Хиске сочиняет тексты к инструментальным мелодиям. На сцене «Евразии» исполнила музыкальный шедевр Юрия Саульского «Зеркала», к которому написала текст на английском языке.

Игорь Иванушкин умеет создать настроение!

Очень символично, что в первый день фестиваля выступил народный артист России Анатолий Кролл. Программа называлась «Мы из джаза». А вот многие музыканты, которые добились высот в отечественном джазе, могут сказать: «Мы из Кролла». Потому что они играли в его оркестрах, исполняли его музыку. А символично то, что этих двух мастеров, Анатолия Кролла и Юрия Саульского, связывала большая дружба – мужская и творческая, понимание джаза как искусства мирового уровня. Зал принимал маэстро, который неоднократно бывал на оренбургском фестивале, так горячо, что он, растрогавшись, подарил букет роз одной из поклонниц.

Пташка высокого полёта

Вечер следующего дня открыл муниципальный эстрадно-духовой оркестр «Оренбург» под руководством Валерия Хрипуна. Подбирать и разучивать джазовый материал оренбургскому оркестру помогал московский тромбонист Павел Овчинников в качестве солиста. Это уже не первое совместное выступление музыкантов.

Фредерик Белинский – барон цыганского джаза

Столичный гость считает, что у оркестра хорошее будущее: в институте искусств открылось джазовое отделение, чтобы учить молодежь этому непростому жанру.

«А мы будем с удовольствием помогать, — пообещал Павел Овчинников. — Джаз у молодежи приобретает особую популярность, и мы этому очень рады!»

Во втором отделении зрителей ждала феерическая встреча с джазовой саксофонисткой, королевой импровизации Анной Королевой и квартетом «Посвящение». Это был сеанс джазовой магии, во время которого зрители зачарованно смотрели и слушали, как и из чего рождается музыка. С особым теплом фестивальная публика принимала произведения Юрия Саульского. В частности, знаменитого «Чёрного кота», которого маэстро в шутку называл своей Девятой симфонией. Зрительный зал аплодировал стоя коллективу, каждый из участников которого был замечен и отмечен в своё время Саульским.

Хиске Оостервийк поёт Саульского по-английски

Завершила субботний вечер международная команда, представляющая Россию и Израиль — московские джазмены и Леонид Пташка. Впервые он коснулся клавиш в четыре года. В шесть — исполнил первые джазовые импровизации на публике. В семь – сыграл концерт Мендельсона с симфоническим оркестром Азербайджана. За годы студенчества в Гнесинке получил 17 Гран-при международных и всероссийских конкурсов. Сегодня его имя в списке 100 крупнейших джазовых пианистов XX века. За свою эмоциональную манеру исполнения Леонид Пташка прозван «разрушителем фортепьяно». Оренбуржцы в полной мере ощутили его фантастическую энергетику и драйв. На следующий день джазмены поговаривали, что филармонический «Стейнвей» нуждается в починке.

Эдуард Зизак – барабанщик от Бога

Вечер третьего дня принёс встречу с франко-российским ансамблем Фреда Белинского, представившим программу «Продолжаем свинговать». Фредерик – родственник литературного критика Белинского, того самого – неистового Виссариона. Но музыкальный талант унаследовал от деда – пианиста Валентина Белинского, одного из любимых учеников Сергея Рахманинова. Свою музыкальную карьеру начинал с классической гитары, виртуозно исполняя Баха. Так бы все и шло, если бы не подпал под обаяние легендарного цыганского гитариста Джанго Рейнхардта, став мировой звездой цыганского джаза. Вот и в этот вечер Фред со товарищи блистательно сыграл композиции Джанго. И не только. Украшением программы стало «Либертанго» Астора Пьяццолы. В своё время Фреду Белинскому аплодировали Ален Делон, Пьер Карден, Никита Михалков. Вот и оренбуржцы аплодировали не жалея рук.

Маг и кудесник саксофона Игорь Бутман

Финальным аккордом фестиваля стала встреча с выдающимся джазменом, народным артистом России Игорем Бутманом и его джазовым квартетом. Гостям должен был аккомпанировать камерный оркестр Оренбургской филармонии. Но оркестра не было. Может, поэтому начало выступления несколько провисло. Но Игорь Бутман — маг и кудесник саксофона, в чьих руках этот волшебный инструмент звучит необычайно ярко, выразительно и страстно, сумел захватить зал, играя на разрыв аорты. Казалось, саксофон вот-вот расплавится в его руках. Но расплавились зрительские сердца. Бутман был в этот вечер почти что Бэтмэн – супергерой. Вот и Татьяна Саульская, закрывая фестиваль, подчеркнула, что его выступление – вершина мастерства. И рассказала историю о том, как на сороковой день после ухода Саульского друзья должны были дать концерт памяти маэстро в Доме композиторов. У Бутмана была сломана нога. Он был в гипсе, но приехал. И выступал сидя, отложив костыли. Ничто не может помешать человеку, который предан джазу!

Прямая речь

Анатолий Кролл, джазмен, народный артист России:

— Я думаю, что у джаза нет проблемы исчезновения из музыкальной палитры страны. Джаз есть и будет всегда. Конечно, у него имеются направления, которые требуют определенной подготовленности слушателя. Но в то же время джаз является одним из самых демократичных видов музыкального искусства. У нас нет ощущения, что джазовая музыка теряет интерес зрителя. Джаз имеет музыкальную коммуникацию в любой возраст, просто нужно понимать, где и с кем ты выступаешь.

Татьяна Саульская, художественный руководитель фестиваля:

— В этом году фестиваль посвящен 90-летию великого мастера Юрия Саульского, поэтому программа была по-особенному насыщенной. Фестиваль, который выдержал 22 года, у нас в стране единственный. «Евразию» любят и знают музыканты во всем мире.

Досье «ОН»

Джаз-фестиваль «Евразия» основан в 1996 году выдающийся музыкантом, неофициальным «министром джаза СССР» Юрием Саульским. Он хотел сделать Оренбуржье перекрестком музыкальных культур, говорящих на языке джаза. Через год, когда Игорь Бутман сыграл со «Звёздами Нью-Йорка», фестиваль обрел международный статус. С тех пор каждый год его афиша пополняется именитыми исполнителями России и зарубежья. Джаз-фестиваль «Евразия» – визитная карточка Оренбургской филармонии и один из престижных музыкальных форумов России.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о