Может ли Оренбург стать современным городом? Часть 1


Оренбург. Фото Олега Дышлюка

Закройте глаза и представьте: центр Оренбурга и городские дворы без машин. Дети играют на современных площадках, построенных из натуральных природных материалов? Мечты или реальность? Рассказывает Константин Белозерцев.

Константин Белозерцев – заместитель начальника управления градостроительства и архитектуры Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Оренбурга. И при нашей первой встрече мы были удивлены, что он не является архитектором. Почему? Дело в том, что наш собеседник стал финалистом образовательной программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ.

Константин рассказал, что эта программа подразумевает под собой участие не только архитекторов, но и специалистов смежных направлений: чиновники, строители… Все те, кто могут как-то повлиять на изменение городской среды.

Константин Белозерцев, финалист программы Арихитекторы.рф

За 4 месяца обучения участники должны освоить 4 программных модуля, каждый из которых состоит из интенсив-недели и модульной домашней части. Первый модуль обучения «Жилье в среде» прошел в Москве. Там перед представителями всех субъектов нашей страны выступили множество именитых лекторов. Это Кристофер Вебстер, профессор градостроительства и экономического развития, декан Факультета архитектуры Гонконгского университета, глава HongKongUrbanLab, Майкл Геллер, президент Geller Group, член канадского Института планировщиков и Архитектурного института Британской Колумбии, Серджио Порта, профессор урбанистического дизайна факультета архитектуры университета Стратклида и многие другие. Константин поделился, что каждый день перед ними выступали два-три спикера, поэтому сложно даже просто их перечислить.

Он отметил, что в выступлении каждого лектора были темы, которые сквозным смыслом переходили от одного спикера к другому. Важные, современные, яркие. То, что нам пока сложно осознать и к чему не можем привыкнуть.

Что это за темы?

Город должен быть плотным

«Все исследователи смотрят на наши города и говорят, что они у нас очень разряженные. Показывают пример на наших же городах. Если мы возьмем периферию Оренбурга, которая начала строиться после Второй мировой войны, – это микрорайонная застройка. Если мы возьмем исторический центр – это квартальная застройка. Это дома, которые торцами примыкали друг к другу, строились очень плотно. Дворовое пространство как таковое очень маленькое и замыкается оно у нас не микрорайонным кварталом».

Константин рассказал, что сейчас в мире популярно направление «новый урбанизм». Он  как раз подразумевает возвращение к квартальной застройке, уплотнению и многие строительные компании, в том числе и в Москве, работают по такому принципу.

«Компания «Пик» сейчас лидеры на мировом рынке в жилищном строительстве. И российский девелопер «Брусника». В обоих привлечены иностранные специалисты. Если посмотреть на дворовые пространства, которые они строят, это концепция двор без машин».

Наш собеседник рассказал, что есть такое понятие – устойчивый город, сильный город.

«Устойчивый город – это когда экономика меняется, а город приспосабливается. Неустойчивый – промышленный город, индустриальный город. Сейчас заканчивается индустриальная эпоха, закрываются заводы.… Наступает эпоха IT. Закрываются и простаивают огромные площади, с которыми мы не имеем и представления, что делать».

То, как строили до Второй мировой войны, – это было правильно, заключил Константин. Он рассказал, что после этого глобального события, во многом изменившего ход истории, многие государства начинают развиваться в том направлении, которое казалось им правильным. И сейчас города по всему миру сталкиваются с такой проблемой. Это видно по аэроснимкам.

«Мы можем обернуться и ужаснуться: сколько вокруг нас красивых зданий, с которыми мы не знаем, что делать. Например, первая пятиэтажка города по адресу Советская, 1 – объект культурного наследия, к которому даже с кисточкой нельзя подойти. Пусть лучше разрушается, потому что на него нет денег. И такая ситуация со многими зданиями. Тоже ничего нельзя сделать».

У любой проблемы есть решение.

В Первом модуле программы представителям российских субъектов рассказали, как выйти из сложившейся ситуации.  И одной из самых главных проблем современной городской среды является транспорт:

«Наши города созданы для машин, а не для людей. Сейчас, наоборот, надо делать город для горожан. Конечно, есть много недовольных, тут нужна сильная политическая воля. Сейчас в Москве, например, уже ищут решения этой проблемы и они есть. Где-то уменьшили скорость машин, где-то их вытеснили. Внедрили каршеринг. Сейчас в центре столицы  почти через каждые 10 метров стоят велосипедные станции. Можно подойти приложить карточку, взять велосипед, через каждые 30 минут его менять, и в день это будет стоить 150 рублей. В месяц – 980 рублей. Люди приезжают на машине, паркуются, а дальше двигаются на велосипеде. Или на самокате. Станции проката самоката точно так же стоят везде. В Москве даже машиной можно пользоваться благодаря мобильному приложению. Минута стоит 3 рубля».

View this post on Instagram

Друзья, у нас ВАЖНАЯ НОВОСТЬ Вот столько будут стоить ваши поездки по тарифу "Базовый" с 9 октября. ⠀ С 6-00 до 8-00 – 3р/мин. С 8-00 до 12-00 – 5р/мин. ⠀ Пока вы находитесь в аренде, стоимость тарифа будет меняться автоматически. Вечерние часы с 18-00 до 21-00 для Москвы и Питера остались без изменений. #делимобиль #delimobil #каршеринг #каршерингмосква #москва #транспорт #водитель #такси #carsharing #yandexdrive #carsharingmoscow #тарифы #новости #каршеровод

A post shared by Каршеринг Инфо (@carsharing_info) on

По словам Константина, в нашем городе такая схема пока не возможна. Но вопрос с общественным транспортом да и с транспортом вообще однозначно надо решать. И центр Оренбурга не приспособлен для такого количества транспорта, и городские дворы. Но пока наше мышление не готово принять такой выход из сложившейся ситуации. Вспомним, как писали Илья Ильф и Евгений Петров?

«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами.… И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходом. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов. В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать».

Но эти слова были написаны в начале XX века. А что происходит сейчас? С полной уверенностью можно сказать, что проблема достигла своего апогея.

«Сейчас я посмотрел проекты: москвичи делают дворы вообще без машин. А у нас двор – это пространство не для детей, не для мам с колясками. У нас двор для машин. Это – парковка. Не должно быть так. А у людей  сознание «вот я купил себе машину, она должна стоять под окном, под подъездом». У него потребность такая и он действительно свято верит в то, что так должно быть и так правильно» — отметил Константин.

На вопрос есть ли в Оренбурге тенденции по изменению сложившейся ситуации наш горой ответил, что изменить можно все. Главное – желание со стороны населения.

«Любое изменение сейчас с развитием коммуникации. Но оно не возможно без участия людей, без общения с ними. В первую очередь должна быть правильная информационная политика. Не должно быть так: мы знаем как правильно и мы это сделаем. А людям это не надо. В первую очередь людям надо показать, как будет удобнее, обсудить с ними, и вслед за этим – работать. Это сложная задача. Сегодня еще у многих осталось мышление еще из советской эпохи, когда было совершенно по-другому построено государственное управление. Инициатива всегда была не снизу вверх, а сверху вниз. Сейчас она должна быть обобщенной, мнения должны сойтись. А без грамотной информационной политики ничего нельзя будет сделать».

Сохраним то, что есть?

Константин рассказал, что в Оренбург приезжали городские антропологи, работали здесь. Они выявили у нас в городе ключевую ось общественного пространства, которая, несмотря на свой временный упадок, таит в перспективе грамотного развития огромный потенциал.  Это связка – городская Набережная, улица Советская, и весь Парковый проспект. Другими словами, пространство от железнодорожного вокзала до Набережной с захватом Зауральной рощи. Если эту ось благоустроить, и правильно наполнить ее мероприятиями и активностями, весь центр заживет и  будет реанимирован. А пока он деградирует.

Ось Оренбурга

«А что здесь было? Большие купеческие дома. В советское время их все распилили на коммуналки, в которых жили люди, и никто за этим пространством не ухаживал. Сейчас прошло больше ста лет. За это время никто ничего не реставрировал, не обновлял, не ремонтировал в этих домах. Часть из них признаны аварийными и ветхими, часть — идет   под бульдозер. То, что не успели признать частью культурного наследия. А то, что успели, просто стоит. Потому что нет денег. И бизнесменам это не интересно сейчас потому здесь нет трафика. Он деградирует, он умирает».

Здесь наш собеседник привел слова блоггера Ильи Варламова: «Оренбург – это город, в котором не хватило денег, чтобы его испортить».

Из блога Ильи Варламова varlamov.ru

«Нужно сохранить, что мы можем сохранить, но нужно и вдохновлять жизни. Создать устойчивый город, который все время меняется, потребности меняются, экономика меняется, а архитектура должна оставаться. Но в тоже время она должна приспосабливаться к изменяющимся условиям», — заключил Константин Белозерцев.

Справка ОН:

АРХИТЕКТОРЫ.РФ — это бесплатная программа профессионального развития для архитекторов, проектировщиков, градостроителей, сотрудников муниципалитетов и студентов старших курсов профильных учебных заведений. В офлайн-программе принимают участие 100 финалистов из 50 городов России, прошедших конкурсный отбор. Онлайн-обучение в рамках программы проходят более 9 500 человек.

Второй модуль программы «Города России» пройдет с 8 по 14 октября. Участники посетят Калининград, Великий Новгород, Иваново, Белгород, Грозный, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Казань, Владивосток, Якутск.

Всего программа состоит из четырех модулей и закончится 23 декабря.

Программа реализуется Единым институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Минстроя России.

Читать продолжение.



1
Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Чернов Дмитрий Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Чернов Дмитрий
Участник

Хорошая статья. Может быть Константин сумеет донести современные и мудрые мысли до высокого руководства?
Потому что все, о чем говорили приглашённые в город урбанисты и архитекторы про город, инфраструктуру тут же забывалось. Пример: набережная, концепцию которой так и не сменили, а денег на реконструкцию потратили много