«Джейн Эйр»: бродвей на оренбургской сцене


Для настоящей любви нет преград. Эдвард Рочестер (арт. Сергей Гурьянов) и Джейн Эйр (арт. Евгения Провоторова). Фото Олега Дышлюка и Елены Соленцовой

Блокбастером, который будет иметь оглушительный кассовый успех, назвал Ким Брейтбург новую постановку Оренбургского театра музыкальной комедии «Джейн Эйр». Премьерой этого мюзикла по роману Шарлотты Бронте, переложенного на музыку и стихи, театр открыл свой новый – 83-й театральный сезон.

Перед началом спектакля постановочная группа, что называется, приподняла занавес за краешек, поделившись с журналистами закулисными подробностями о том, как шла работа над этим грандиозным проектом. Первые репетиции начались ещё в прошлом сезоне, летом вовсю кипела работа в цехах, где шили костюмы и изготавливали декорации. Процесс настолько поглотил создателей спектакля, что репетиции заканчивались глубокой ночью, когда город отходил ко сну.

Обитатели загадочного поместья Торнфилд

Постановка в каком-то смысле осуществлялась по новым технологиям. Автор музыки, композитор Ким Брейтбург и музыкальный руководитель Валерия Брейтбург регулярно ездят в Нью-Йорк на Бродвей, изучая новые и классические подходы американского театра к жанру мюзикла. Многие приёмы, которыми пользуются на родине этого жанра в работе с актёрами, были перенесены на оренбургские подмостки. Все действия актёров разбиты на мелкие эпизоды. И в каждый момент своей роли актёр знает, куда он идёт, как жестикулирует, какая у него мимика. До мельчайших подробностей. Эта система называется блокинг. Бродвейскую методику в оренбургском театре применили впервые. Репетиции зачастую происходили, как мастер-класс. Актёрам не только давалось задание – что сделать, но и объяснялась технология – как сделать. Вплоть до того, что приходилось учиться ходить, держать руки, складывать пальцы, смотреть друг на друга исключительно «по-английски». Не всё шло гладко. У некоторых доходило до эмоционального истощения. Но корабль не менял своего курса.

Берта (солистка балета Анастасия Горовацкая)

Огромную работу проделали и цеха. Сделано более 170 костюмов. Костюмы сложные. На каждом платье до восьми видов кружев, многослойные юбки. Корсеты, воротнички – всё выдержано в традициях эпохи, в которую разворачивалось действие романа. И сшить эту одежду нужно было так, чтобы она не мешала актёрам ни петь, ни танцевать. Но и эта задача – сохранить эпоху, оставшись в жанре мюзикла, оказалась выполнимой.

Для постановки изготовлено более 70 элементов декораций. И что уникально для сегодняшнего дня, вся декорация расписывалась вручную – никакой печати. Театр вполне мог прибегнуть к новым технологиям, но пошёл по сложному пути. В буквальном смысле этого слова.

Увы, но в театре нет ни системы кондиционирования, ни вентиляции. Представьте, каково было работникам художественного цеха расписывать декорации, ползая по полу на коленях в летнюю жару. Ещё один щекотливый момент: негде было размещать готовые костюмы. Сначала развешивали в коридоре. Потом выселили из кабинетов ассистента балетмейстера, главного балетмейстера и заполнили освободившиеся площади вешалками с нарядами викторианской эпохи.

Что очень важно — никаких фонограмм! В спектакле участвует оркестр, с которым тоже была проведена большая работа. А вот тут уже театр прибегнул к современным технологиям. Так затейливо и непросто шёл постановочный процесс этого амбициозного проекта

И вот, наконец, долгожданная премьера. «Театр уж полон…». Публика в предвкушении праздника, который давно ждали. На сцене разворачивается театральное шоу, в котором сочетаются романтическая история и глубокая драматургия, виртуозная хореография и яркая музыка, «атмосферные» декорации и почти аутентичные костюмы. Джейн Эйр играет Евгения Провоторова (во втором составе – Алина Хуснутдинова). Её героиня – юная, но сильная, волевая, не теряющая присутствия духа даже в безнадёжной ситуации, действительно может стать опорой любимому человеку. В этом даже не приходится сомневаться. Эдвард Рочестер – Сергей Гурьянов. Он единственный, кто работает в обоих составах. Ещё одного артиста, который так подошёл бы на эту роль, не нашлось. Стремление проникнуть в драматический материал — новый виток в творческом развитии артиста. Впрочем, не будем раскрывать всех подробностей постановки. Скажем только, что адресована она широкому кругу зрителей — и взрослым, и молодёжи из разных социальных групп. Потому что приоритетной здесь, как и в любом мюзикле, является эмоциональная составляющая.

Прямая речь

Ким Брейтбург, композитор:

— На сегодняшний день есть театральная команда, которая работает добросовестно, дружно, что бывает не везде. Я много езжу, мы много ставим, я вижу разные театры. Могу сказать точно — не везде атмосфера именно такая. И благодаря тому, что есть ансамбль среди актёров, удаётся добиться вот таких серьёзных результатов.

Валерия Брейтбург, супервайзер:

— Когда я приезжаю в Оренбург, ощущение, что приезжаю домой. У меня дружеские отношения с актёрами. Это помогает в достижении поставленных творческих целей. А они очень непростые. Подготовить актёров хорошо петь – недостаточно. Множество деталей, которые нельзя пропустить. То, что у меня сложились с актёрами прекрасные отношения, снимало часть проблем, облегчая ситуацию. Многие из актёров, освоив новые методы и подходы в актёрской игре, раскрылись с новой стороны.

Николай Андросов, режиссёр, балетмейстер:

— Артисты замечательные, театр потрясающий. Всегда радостно было приходить сюда, потому что каждый день заканчивался плодотворно. В спектакле два состава исполнителей. И они не грызут друг друга, а помогают. Коллектив по-настоящему творческий. Им движет одна цель – сделать для зрителя хороший спектакль. Нам хочется, чтобы зритель под воздействием музыки и эмоций, которые сообщают артисты со сцены, вышел из зала одухотворённый. Мы стремились к этому всей командой.

Светлана Борисова, директор театра:

— Я поражаюсь нашим производственным цехам, как они профессионально растут. Следом за артистами. Наши артисты могут всё – и петь, и танцевать. И учатся говорить, как драматические актёры. Горжусь своим коллективом, в котором каждый любит свой театр.

 



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о