«Джейн Эйр»: бродвей на оренбургской сцене


Для настоящей любви нет преград. Эдвард Рочестер (арт. Сергей Гурьянов) и Джейн Эйр (арт. Евгения Провоторова)

Блокбастером, который будет иметь оглушительный кассовый успех, назвал Ким Брейтбург новую постановку Оренбургского театра музыкальной комедии «Джейн Эйр». Премьерой этого мюзикла по роману Шарлотты Бронте, переложенного на музыку и стихи, театр открыл свой новый – 83-й театральный сезон.

Перед началом спектакля постановочная группа, что называется, приподняла занавес за краешек, поделившись с журналистами закулисными подробностями о том, как шла работа над этим грандиозным проектом. Первые репетиции начались ещё в прошлом сезоне, летом вовсю кипела работа в цехах, где шили костюмы и изготавливали декорации. Процесс настолько поглотил создателей спектакля, что репетиции заканчивались глубокой ночью, когда город отходил ко сну.

Обитатели загадочного поместья Торнфилд

Постановка в каком-то смысле осуществлялась по новым технологиям. Автор музыки, композитор Ким Брейтбург и музыкальный руководитель Валерия Брейтбург регулярно ездят в Нью-Йорк на Бродвей, изучая новые и классические подходы американского театра к жанру мюзикла. Многие приёмы, которыми пользуются на родине этого жанра в работе с актёрами, были перенесены на оренбургские подмостки. Все действия актёров разбиты на мелкие эпизоды. И в каждый момент своей роли актёр знает, куда он идёт, как жестикулирует, какая у него мимика. До мельчайших подробностей. Эта система называется блокинг. Бродвейскую методику в оренбургском театре применили впервые. Репетиции зачастую происходили, как мастер-класс. Актёрам не только давалось задание – что сделать, но и объяснялась технология – как сделать. Вплоть до того, что приходилось учиться ходить, держать руки, складывать пальцы, смотреть друг на друга исключительно «по-английски». Не всё шло гладко. У некоторых доходило до эмоционального истощения. Но корабль не менял своего курса.

Берта (солистка балета Анастасия Горовацкая)

Огромную работу проделали и цеха. Сделано более 170 костюмов. Костюмы сложные. На каждом платье до восьми видов кружев, многослойные юбки. Корсеты, воротнички – всё выдержано в традициях эпохи, в которую разворачивалось действие романа. И сшить эту одежду нужно было так, чтобы она не мешала актёрам ни петь, ни танцевать. Но и эта задача – сохранить эпоху, оставшись в жанре мюзикла, оказалась выполнимой.

Для постановки изготовлено более 70 элементов декораций. И что уникально для сегодняшнего дня, вся декорация расписывалась вручную – никакой печати. Театр вполне мог прибегнуть к новым технологиям, но пошёл по сложному пути. В буквальном смысле этого слова.

Увы, но в театре нет ни системы кондиционирования, ни вентиляции. Представьте, каково было работникам художественного цеха расписывать декорации, ползая по полу на коленях в летнюю жару. Ещё один щекотливый момент: негде было размещать готовые костюмы. Сначала развешивали в коридоре. Потом выселили из кабинетов ассистента балетмейстера, главного балетмейстера и заполнили освободившиеся площади вешалками с нарядами викторианской эпохи.

Что очень важно — никаких фонограмм! В спектакле участвует оркестр, с которым тоже была проведена большая работа. А вот тут уже театр прибегнул к современным технологиям. Так затейливо и непросто шёл постановочный процесс этого амбициозного проекта

И вот, наконец, долгожданная премьера. «Театр уж полон…». Публика в предвкушении праздника, который давно ждали. На сцене разворачивается театральное шоу, в котором сочетаются романтическая история и глубокая драматургия, виртуозная хореография и яркая музыка, «атмосферные» декорации и почти аутентичные костюмы. Джейн Эйр играет Евгения Провоторова (во втором составе – Алина Хуснутдинова). Её героиня – юная, но сильная, волевая, не теряющая присутствия духа даже в безнадёжной ситуации, действительно может стать опорой любимому человеку. В этом даже не приходится сомневаться. Эдвард Рочестер – Сергей Гурьянов. Он единственный, кто работает в обоих составах. Ещё одного артиста, который так подошёл бы на эту роль, не нашлось. Стремление проникнуть в драматический материал — новый виток в творческом развитии артиста. Впрочем, не будем раскрывать всех подробностей постановки. Скажем только, что адресована она широкому кругу зрителей — и взрослым, и молодёжи из разных социальных групп. Потому что приоритетной здесь, как и в любом мюзикле, является эмоциональная составляющая.

Прямая речь

Ким Брейтбург, композитор:

— На сегодняшний день есть театральная команда, которая работает добросовестно, дружно, что бывает не везде. Я много езжу, мы много ставим, я вижу разные театры. Могу сказать точно — не везде атмосфера именно такая. И благодаря тому, что есть ансамбль среди актёров, удаётся добиться вот таких серьёзных результатов.

Валерия Брейтбург, супервайзер:

— Когда я приезжаю в Оренбург, ощущение, что приезжаю домой. У меня дружеские отношения с актёрами. Это помогает в достижении поставленных творческих целей. А они очень непростые. Подготовить актёров хорошо петь – недостаточно. Множество деталей, которые нельзя пропустить. То, что у меня сложились с актёрами прекрасные отношения, снимало часть проблем, облегчая ситуацию. Многие из актёров, освоив новые методы и подходы в актёрской игре, раскрылись с новой стороны.

Николай Андросов, режиссёр, балетмейстер:

— Артисты замечательные, театр потрясающий. Всегда радостно было приходить сюда, потому что каждый день заканчивался плодотворно. В спектакле два состава исполнителей. И они не грызут друг друга, а помогают. Коллектив по-настоящему творческий. Им движет одна цель – сделать для зрителя хороший спектакль. Нам хочется, чтобы зритель под воздействием музыки и эмоций, которые сообщают артисты со сцены, вышел из зала одухотворённый. Мы стремились к этому всей командой.

Светлана Борисова, директор театра:

— Я поражаюсь нашим производственным цехам, как они профессионально растут. Следом за артистами. Наши артисты могут всё – и петь, и танцевать. И учатся говорить, как драматические актёры. Горжусь своим коллективом, в котором каждый любит свой театр.

 



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о