Город-крепость Оренбург: самый большой в истории России



Город-крепость Оренбург – образец русского градостроительного искусства ХVIII века. Самой первой и главной жемчужиной является сам город, точнее его исторический центр. Город-крепость Оренбург вошёл в историю русской архитектуры (и в учебники архитектуры всего мира) как яркий образец русского градостроительства ХVIII века. Это был самый большой город-крепость, построенный в России. Ни до Оренбурга, ни после него таких больших по площади городов-крепостей в стране больше не строили. Площадь его составляла примерно 280 гектаров (вместе с эспланадой).

Эспланада — широкое открытое пространство перед крепостью. Чтобы затруднить нападение на крепость, пространство перед ней оставляли открытым, вырубая все деревья и запрещая строить дома. Из-за этого войска противника не могли приблизиться к крепости незамеченными или укрыться от обстрела (Прим. ред.).

Известный московский профессор, доктор архитектуры Наталья Леонидовна Крашенинникова отмечает:

«План города Оренбурга – эталон русского регулярного города ХVIII века. Он служил образцом градостроительства всего вновь осваиваемого края. В характере его архитектуры и планировки отразилась коренная ломка жизни страны, связанная с утверждением нового государственного строя – зарождением молодой русской империи» (Архитектурное наследство, № 21, М., 1972, с. 14-28).

Современные археологические исследования указывают на то, что в глубокой древности, более 2500 лет назад, земли нынешнего Оренбуржья уже были заселены племенами сарматов, от которых остались многочисленные археологические памятники. В наших краях находят артефакты и от многочисленного народа чудь («чудь белоглазая» – это далёкие предки великороссов), племена которого затем ушли под натиском азиатских народов на север и заселили огромные территории от современного Балтийского (Варяжского) моря до предгорий Урала. По сохранившимся преданиям, в Х веке нашей эры на нынешней горе Маяк (или Ак-Тюбай, что означает Белый холм) была стоянка воинственного ногайского хана Басмана, перекочевавшего со своей ордой в наши края из Крыма. С тех пор прошло почти восемь веков, когда в ХVIII веке появилась историческая необходимость в строительстве нового города в бескрайних степях, расположенных к югу от гор Южного Урала.

Петровская эпоха. Вследствие успешно проводимых Петром I в начале ХVIII века реформ Россия стремительно развивалась, расширялась и укреплялась. Строилась новая столица – Санкт-Петербург, захватывались обширные земли, велось интенсивное градостроительство по всей территории российского государства. В это время всё огромное пространство к югу и юго-востоку от реки Урал (тогда – Яик) называлось – Киргиз-кайсацкая орда, а на месте нынешнего Оренбурга расстилались девственные ковыльные степи, изобиловавшие дикими животными и птицами. Лишь остатки древнего татарского кладбища (сегодня на этом месте городской бульвар на набережной и кафе) напоминали о междоусобной вражде, которую затеяли здесь в далёком Х веке потомки ногайского хана Басмана.

В истории русского градостроительства так называемая петровская эпоха, то есть период времени с 1690-х до конца ХVIII века, является значительным историческим рубежом. Именно тогда русские города в социально-экономическом и архитектурно-планировочном отношении резко изменились по сравнению с допетровской эпохой и в короткое время прошли путь прогрессивного развития. В 1709 году в Петербурге была основана Комиссия строений под началом Ивана Ивановича Бецкого, которая со временем превратилась в мощный орган государственного проектирования. Предварительное составление генеральных планов стало внедряться в градостроительную практику. Решительным образом развивалось благоустройство городов. Мощение производилось не только бревенчатым настилом, но и камнем. Устройство кюветов, обсадка проездов деревьями, а также ночное освещение улиц – всё это было введено в петровское время.

Но самым существенным достижением петровской эпохи был переход к регулярной планировке и застройке городов. В прежнее время регулярное начало было всё же чуждо русским градостроительным традициям. Сделать улицы предельно прямыми, а их сочетание подчинить какой-либо геометрической схеме было практически невозможно. Очень трудно было заставить застройщиков отказаться от правила строить здания внутри участков и вынести дома на красные линии улиц.

Потребовалась железная воля Петра, чтобы сломить сопротивление и косность застройщиков. Государство воздействовало на них штрафами и даже конфискацией неправильно построенных домов. Был составлен целый кодекс строительных правил, в который вошли указы Петра о красных линиях, о противопожарном разуплотнении застройки, о развитии каменного строительства, распоряжения о широком применении зелёных насаждений, о строительстве набережных, об осушительных работах, о мощении проезжих частей и об освещении улиц в ночное время. Для осуществления строительных программ широко привлекались иностранцы, для которых европейская образцовость в благоустройстве городов была естественной потребностью. Из этого следует, что петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства.

Как застраивались русские города до ХVIII века? Ядром средневекового российского города допетровского времени был кремль-детинец, где за высокими крепостными укреплениями размещались палаты верховной власти, самые лучшие соборы, терема и хоромы знати. Вокруг кремля образовывались торговые посады и ремесленные слободы. Застройка посадов городов формировалась самым «естественным» образом. Сначала возводились жилые дома, потом из этих домов образовывались улицы и переулки, затем по мере необходимости получались «сами собой» торговые, соборные или общественные площади. Церкви в посадах строили «своим коштом» (то есть на свои средства) на ещё свободных местах.

Не случайно улицы в городах получались узкими, кривыми и запутанными. Переулки зачастую не отличались от улиц, а иногда были шире и лучше их. Застройка площадей не отличалась от застройки улиц. Благоустройство было на примитивном уровне. Канализационные стоки текли по улицам самым «естественным» образом. Русский город допетровской формации в своих панорамах и общих видах представлял собой хаотичное нагромождение жилых домов, палат и хором, храмов, рынков, амбаров, сараев, бань на фоне высоких крепостных стен и башен. Как это ни парадоксально, подобное нагромождение выглядело очень живописно. Два, три приличных дома, всё остальное – грязь и «живопись». Виды допетровской Москвы прекрасно воссоздал в своих произведениях замечательный русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов.

Продолжение в следующее воскресенье… 



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о