Быть учителем — это призвание: что думают Оренбургские учителя о своей профессии


Имя первого учителя навсегда должно оставаться в памяти, считают оренбуржцы. Фото Елены Соленцовой

Творчество, энергия, молодость, отдача… За что оренбургские учителя любят дело своей жизни, рассказали корреспонденту «ОН» сами педагоги.

Наверное, у каждого из нас был такой наставник, образ которого мы сохраним в памяти, не раз вспомнив его советы и ценные замечания в перипетиях бурной, насыщенной взрослой жизни. Но как учителя относятся к своей профессии, почему выбрали для себя именно ее и сложно ли быть педагогом сейчас? Они отвечают.

«Остаются те, кто действительно любит детей»

Раиса Григорьевна, учитель русского языка и литературы из Ташлинского района, рассказала, что проработала в школе вот уже 38 лет. И даже несмотря на такой долгий профессиональный путь она стремится к новым достижениям:

— Учителем мечтала стать с детства. И хотя в нашей семье педагогов никогда не было, ни я, ни мои родители не сомневались: стану педагогом. Профессию свою очень люблю. Достижения, конечно, есть, хотя 100 баллов по ЕГЭ мы пока не набирали, в прошлом году был 91 балл. Но будем стремиться к большему!

Татьяна Викторовна поделилась, что уже 21 год работает помощником воспитателя младшей группы в Архангеловском детском саду. Трудностей, по ее словам, много, но со всеми помогает справиться любовь к детям:

— Работа, конечно, сложная. Но детки маленькие, хорошенькие — это всё компенсирует! Сначала они плачут, потом привыкают – мы к ним привыкаем… Я очень люблю свою работу.

Раиса Герасимовна Котова отдала работе в основной общеобразовательной школе № 3 города Оренбурга 48 лет. За такой долгий срок она не только преподавала своим ученикам биологию, но и занимала должность директора. Сейчас находится на заслуженной пенсии. По ее словам, быть учителем мечтала с детства и, связав свою жизнь со школой, ни разу не пожалела об этом. На вопрос, что она любит в своей профессии, Раиса Герасимовна, не задумываясь, ответила: «Встречи с детьми».

— С ними в душе всегда остаешься молодой. Когда в школу приходят посторонние люди, они первым делом спрашивают: как вы терпите такой шум? Но мы его просто не замечаем! Бежим с детьми, вместе с ними стремимся куда-то, радуемся, и поэтому в душе остаемся молодыми. Я считаю, что ученики должны учиться всему. А учителя — любить детей и хорошо знать свой предмет.

Хорошо работать в крупной, сильной школе. Но что делать, если в отдаленной деревушке есть школа, количество учеников в которой ненамного превышает штат сотрудников? О сложностях и особенностях малокомплектной школы рассказала Татьяна Викторовна Минибаева, учитель математики Алмалинской средней общеобразовательной школы Тюльганского района:

— Когда я училась в школе, моим любимым педагогом была учительница по математике. Глядя на нее, ее методы преподавания, я полюбила этот предмет и в 1979 году, окончив школу, поступила в Оренбургский государственный педагогический институт. Отучившись там 4 года, меня направили по распределению в Тюльганский район. Школа оказалась отдаленной. Когда я начинала работать, во всей школе было 80 учеников, а сейчас – 33. Конечно, это мало. Но нам есть для чего жить и стараться. Коллектив у нас очень хороший, дружный, мы друг другу помогаем, иногда замещаем друг друга. Детей мало – вот что плохо. Но делаем всё, что от нас зависит, для того чтобы они состоялись в жизни и выросли настоящими людьми.

Наталья работает учителем истории и обществознания в Сакмарской средней общеобразовательной школе. И хотя работать сюда, по словам Натальи, ее привела случайность, она нисколько не пожалела.

— Учителем я решила стать спонтанно: так получилось. Сначала было трудно, но когда есть положительный результат – это греет душу. Мы очень рады каждому своему достижению и стараемся снова и снова. Тем более труды наши отмечаются, а такие праздники, как сегодня, еще больше окрыляют нас в нашей работе.

25 лет отдала школе Галина Геннадьевна Проскурякова, обучая своих подопечных русскому языку и литературе. Корреспонденту «ОН» она рассказала, что ей больше всего нравится в профессии:

— Дети. О каждом из своих учеников я могу говорить не переставая. Меня привлекает их непосредственность, их индивидуализм. Ведь они совсем не такие, как мы, они другие и разные. А своим коллегам я желаю прислушиваться к своему сердцу и к детям, которых вы учите.

Лучшие педагоги региона собрались для награждения. Фото Олега Дышлюка
Имя твое я запомню…

Для многих из наших героев примером, вдохновивших их при выборе профессии, стали учителя. Так, Лидия Ивановна Желткова, учитель истории Новотроицкой СОШ Октябрьского района, вспомнила своего первого наставника:

— У меня был прекрасный учитель истории — Александра Ефимовна. Я влюбилась в нее и в ее предмет, поэтому и решила связать свою жизнь со школой. Сама проработала в школе уже 40 лет и ни разу не пожалела о своем выборе. Своим коллегам я не буду желать терпения, а пожелаю хороших, любящих, талантливых, понимающих учеников. Тогда все получится.

Свое становление как педагога связала с преподавателем и Галина Дмитриевна Быкова, учитель математики Грачевской общеобразовательной школы:

— У меня был прекрасный учитель математики — Борис Михайлович Фролов, директор Грачевской средней школы, потом на своем пути я встретила еще нескольких педагогов, которые были учителями от Бога. Наверное, поэтому и я, влюбившись благодаря им в математику, стала преподавать этот предмет и 38 лет отработала в родной школе.

Она поделилась, что преодолевать будничные трудности ей всегда помогала любовь к профессии. И даже сейчас, уйдя на заслуженный отдых, мысли о школе и об учениках не перестают тревожить учительское сердце:

— Знаете, здесь, как в песне поется, когда на тебя смотрят 30 или 40 пар любознательных глаз, неважно, когда видишь, что им хочется узнать больше и больше — у учителя за спиной вырастают крылья. Работать сложно. Если учитель не захочет понять своего ученика, радости на уроках не будет. Но если быть на одной волне с учениками, то трудности будут отступать, и тогда они полюбят предмет, как когда-то я полюбила математику. Нужно быть современным учителем. И в то же время не зацикливаться на новых технологиях, но уделять большое внимание воспитанию детей. Сейчас ученики радуют: престиж знаний растет, ребята умненькие, приятно работать со старшеклассниками… Я очень скучаю по школе.

По призванию

Антонина Яковлевна приехала в областной центр из Восточного Оренбуржья. 40 лет она отдала профессии: работала учителем географии в городе Ясном. На вопрос, как понять, что педагогика — твое призвание, она ответила, что с этим нужно родиться:

— В этой профессии остаются те, кто действительно любит детей. Здесь нужна любовь к детям, любовь к делу, знания и, конечно же, терпение и желание трудиться. Я всегда любила своих учеников, люблю их сейчас и люблю свою профессию. Сейчас мы с коллегой (Нина Арсентьевна, директор школы. — Прим. авт.) на заслуженном отдыхе. И нас как ветеранов труда пригласили сюда на праздник. В работе меня увлекает контакт, взаимоотношение между учителем, учениками и их родителями. А как прекрасно наблюдать за детьми! Их молодость, задор, энтузиазм невольно переходит и к нам, учителям. Поэтому мы всегда остаемся молодыми. Приятно, что до сегодняшнего дня наши ученики пишут, звонят, поздравляют – а значит, помнят, значит, мы в их жизни оставили добрый след.

Нина Арсентьевна добавила:

— Случайно в образование редко приходят. Если приходят случайно, то чаще всего так же случайно и уходят. Потому что работа сложная. Но если молодой учитель полюбит свою профессию, то останется в ней. Хотя, конечно, трудностей очень много, особенно вначале. Я проработала в школе 45 лет. Начинала учителем начальных классов, потом работала завучем, директором и с должности директора ушла на пенсию. Я даже не представляю себя в другой профессии: любила свою профессию — давать уроки, очень любила учеников.

Она добавила, что быть учителем в современных условиях сложнее, чем раньше. И дело тут не только в постоянно изменяющихся стандартах и требованиях. Учитель, по словам Нины Арсентьевны, должен идти в ногу со временем:

— Сегодня время идет быстрее, появляются новые технологии. А учитель не имеет права отставать от жизни. Он всегда должен идти в ногу со временем. Изменяется мир – меняется и учитель. И неважно, в каком ты возрасте. Если наставник не успевает за изменением мира, то уже отстает от профессии, а это значит, что он не интересен детям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о