От простых орудий до шахт: история соляного промысла в Соль-Илецке в одном месте


Фото Елены Соленцовой

В краеведческом музее Соль-Илецкого района есть большая выставка, посвященная тому, благодаря чему Соль-Илецк известен на всю Россию – добыче соли. Экспозиция является небольшим экскурсом в историю не только соляного промысла, но и города в целом. Экспонатами являются не только различные предметы труда и изделия из минерала, но и целые панорамы и реконструкции. Благодаря им можно не красть у Марти МакФлая из фильма «Назад в будущее» машину времени, чтобы увидеть все воочию.

История промысла в Соль-Илецке началась тогда, когда не было ни города, ни Оренбургской области. В древности никем не заселенная земля становилась на время домом для различных кочевников. В те времена соль выходила на поверхность земли, и ее можно было добывать открытым способом, с помощью обычных инструментов – топора и лома.

Если перенестись на много веков вперед, можно узнать, что Российская империя сделала добычу соли отраслью государственной важности. В 1754 году в Оренбургскую губернию направили роту солдат, в край также приходят казаки. Это было сделано с целью обезопасить соляные карьеры от налетов тех, кто хотел добыть соль, не уплатив пошлину государству. Вместе с военными приехали каторжники, которых направили в ссылку в качестве рабочей силы. Небольшой городок возле карьеров получил название Илецкая Защита. Его уменьшенный макет – один из главных экспонатов выставки. Вместе с домами размером с коробок спичек очень детально воссоздали рельеф: ямы и карьеры, в которых происходила непосредственно добыча.

 

Неподалеку лежат топор, кирка и другие инструменты, которые использовали рабочие. На металлических стойках висит бревно с железным наконечником – так называемый барс. Его использовали, чтобы выбивать комья из стен.

В уголке стоит рабочее место знаменитого оренбургского ученого Петра Рычкова, который был начальником соляных дел в те времена. Более того, он лично опускался в карьеры и пробовал добывать соль самостоятельно.

Открытый способ добычи был возможен только в теплое время года, поэтому для круглогодичных работ начали использовать глубокие шахты. Участок такой шахты рабочим краеведческого музея удалось воссоздать и выставить в отдельной комнате. Неизвестно, сколько килограммов соли пришлось только рассыпать на пол для реалистичности. Видимо, суеверных людей в музее нет. Центром панорамы являются две фигуры каторжан в полный рост, а может быть и чуть выше. Это статуи  крепких мужчин с инструментами в руках, которые замахнулись над комьями и застыли в таком положении навсегда.

По двум помещениям висят фотографии и зарисовки непростого труда шахтеров. Непростого не только от сложности добычи, но и от того, что малейшая ранка на теле могла стать причиной нестерпимой боли до конца рабочего дня. Наверное, выражение «Не сыпь мне соль на рану» звучала для них, как издевка. Их форма – еще один экспонат.

Одна из фотографий привлекает внимание посетителей. На ней изображено помещение шахты, внутри которой вырубили целую часовню. В ее центре – скульптура святой великомученицы Варвары Илиопольской, сделанная полностью из соли. Кстати, по всему музею можно найти небольшие фигуры животных из этого минерала. Их выполнил Владимир Лапин, который является почетным гражданином Соль-Илецка.

Увидеть все это можно как самому, так и с детьми. Хранитель музея, домовенок Музя, расскажет ребенку столько интересного, что, может быть, он будет знать о Соль-Илецке больше взрослых, проживших в городе всю жизнь. Выставка действует постоянно, так что можно выбрать удобный день, чтобы сходить и прикоснуться к частичке истории оренбургской земли.



Отправить ответ

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о